Найти в Дзене

Что делать со своим «синдромом отличника»?

Оглавление

Изображение StockSnap с сайта Pixabay
Изображение StockSnap с сайта Pixabay

В прошлой статье мы говорили про то, что такое «синдром отличника» и какими последствиями он чреват.

Но вот вы прочитали эту информацию и поняли, что речь идёт про вас. Что же теперь делать?

Самое главное при работе над собой – это выявить причину того или иного «синдрома».

В чём же причина «синдрома отличника»?

В первую очередь – это желание «быть хорошим» в глазах значимых для вас людей.

Сначала это были родители, учителя. Сейчас это могут быть другие люди, чьей оценкой вы очень дорожите: возможно, опять же родители, супруг, начальник, друзья или даже соседи.

Но почему же вы так хотите «быть хорошим» в их глазах? Почему так дорожите их мнением о себе? А если не получаете подтверждения своей «хорошести», то всеми силами, порой переступая через себя, добиваетесь этой оценки?

Потому что когда-то в детстве у вас сформировалось следующее представление о себе: если я «хороший», значит меня любят. Если я «плохой», значит я никому не нужен.

Вот такие «пирожки с котятами».

Причём, понятия хороший и плохой, на самом деле, настолько субъективные, что практически каждый взрослый рулит ими как хочет.

По сути, «хороший» ребенок: это удобный, послушный, всегда соответствующий ожиданиям других.

А «плохой»? Имеет своё мнение, неидеальный, может делать многое по-своему.

И хотя мы уже давно выросли, но всё ещё стремимся «быть хорошими». Хотя быть хорошим для всех априори невозможно.

Изображение Enrique Meseguer с сайта Pixabay
Изображение Enrique Meseguer с сайта Pixabay

Выходит, проблема в оценочной зависимости, за которую мы цепляемся, как за единственную возможность почувствовать себя любимыми и нужными.

Что с ней делать?

1) Осознать и принять тот факт, что вы уже выросли.

А значит, сами отвечаете за свою жизнь. Сами принимаете решения. Поступаете по-своему и имеете своё мнение. Это НОРМА для любого взрослого человека.

Но, как я упоминала выше, подобные проявления «независимости» могли приравниваться к «величайшему греху» в вашем детстве. А потому сказать легче, чем сделать. Значит, смотрим шаг 2…

2) Важно проработать свои навязанные детские представления и научиться принимать себя таким, какой вы есть.

Неидеальным. «Плохим», если угодно.

Потому что, еще раз повторюсь, эта «плохость» понятие очень субъективное. И к вам теперешнему и к вашим поступкам отношения никакого не имеет.

Поэтому, каждый раз, когда вы боитесь что-то сделать, или высказать своё мнение, подумайте:

- « Чего именно я сейчас боюсь и почему я этого боюсь?»

- «Если я боюсь стать «плохим» в глазах этого человека, то на основании чего он меня будет считать таким плохим?»

- «Может, я просто не соответствую его ожиданиям? Или он хочет меня использовать себе во благо, не думая о моих чувствах и желаниях?»

- «Совпадают ли его ожидания с МОИМИ ценностями, целями, потребностями?»

ПОМНИТЕ!

Человек, который требует, чтобы вы всегда соответствовали его ожиданиям, просто вами манипулирует и думает скорее о себе, чем о вас!

3) И чтобы было легче отсеивать «пшеницу от плевел», то есть нормальные просьбы от манипуляций, здесь важно много времени посвятить тому, чтобы лучше узнавать себя.

Изображение Jill Wellington с сайта Pixabay
Изображение Jill Wellington с сайта Pixabay

Занимайтесь саморазвитием, работайте с психологом или коучем, который поможет вам узнать себя настоящего. Тогда вы станете более самодостаточным человеком, с крепким внутренним стержнем, и вам не нужно будет постоянная оценка других, чтобы чувствовать себя полноценной личностью.

Ну а как помочь своим детям, чтобы у них не развился «синдром отличника» ? Об этом поговорим в следующей статье.

Читайте другие полезные статьи на моём канале:

"Новый манифест прав человека"

"Как научиться принимать людей такими, какие они есть?"

"СРОЧНО! Помогите мне найти...саму себя"

"Шесть уловок манипулятора"