Найти тему
ВВС Северного флота

Самолеты ВВС Северного флота. Че-2 (МДР-6).

Предыдущие две статьи были про гидросамолеты ВВС Северного флота - МБР-2 (он же "Амбарчик") и ГСТ (он же "Каталина"):

В этой статье я коротко расскажу про еще одного представителя летающих лодок, служивших в военно-воздушных силах Северного флота - морском дальнем разведчике МДР-6 (он же - Че-2).

Этот гидросамолет был разработан группой инженеров под руководством авиаконструктора И.В. Четверикова. Испытания проходили во второй половине 1930-х годов. А серийный выпуск Че-2 был начат на заводе №31 в Таганроге в 1940 году фактически сразу после прекращения выпуска гидросамолетов ГСТ. Потом производство было перенесено на завод № 30. Построенные самолеты использовались на всех флотах.

Источник фото: журнал "Авиация и Время" 2008-01. Н.Якубович - "В погоне за скоростью: гидросамолет МДР-6 и его модификации"
Источник фото: журнал "Авиация и Время" 2008-01. Н.Якубович - "В погоне за скоростью: гидросамолет МДР-6 и его модификации"

Так получилось, что к началу войны на Северном флоте гидросамолетов Че-2 не было. Но учитывая их крайнюю необходимость для обеспечения проводки конвоев, в сентябре 1941 года на Север была перебазирована 22-я эскадрилья ВВС Балтийского флота, которая, как я понимаю, вошла в состав 118-го МРАП ВВС СФ. Еще несколько гидросамолетов Че-2 было передано в 118-й полк от промышленности.

Общая численность летающих лодок Че-2 (МДР-6) в составе ВВС СФ, по имеющимся у меня данным, составила 11 единиц (5 - прибывших с Балтики и 6 - полученных с завода).

А вот о боевом применении Че-2 на Северном флоте мне почти ничего не известно. Скорее всего, это была разведка общей и ледовой обстановки в интересах флота для обеспечения проводки арктических конвоев.

Самая известная, и по-моему - единственная - фотография летающей лодки Че-2 (МДР-6) из состава ВВС Северного флота (фото из открытых источников).
Самая известная, и по-моему - единственная - фотография летающей лодки Че-2 (МДР-6) из состава ВВС Северного флота (фото из открытых источников).

По некоторым источникам, из 11 применявшихся гидросамолетов, 8 было потеряно от действий вражеской авиации и зенитной артиллерии. Еще 2 списаны на не боевые потери.

По другим, имеющимся у меня сведениям, за годы войны на Северном флоте было потеряно шесть гидросамолетов Че-2 (из которых 2 - это не боевые потери).

В общем, в этой статье, получается, вопросов больше, чем ответов...

Ну и в качестве небольшого бонуса фото-пара: вышеприведенная фотография Че-2 из состава ВВС СФ, и фотография, сделанная мной в октябре 2019 года практически с того же места, когда я был в Музее авиации Северного флота.

Фото-пара автора (начало 1940-х - октябрь 2019 года).
Фото-пара автора (начало 1940-х - октябрь 2019 года).
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, пишите комментарии. И если вдруг кто-то в комментариях решит дополнить изложенные в статье сведения, я буду только рад! Особенно мне будут интересны фотографии самолетов Че-2 именно из Заполярья. Спасибо!