Сегодня речь пойдет о "летающей парте" многих пилотов гражданской авиации, самолете Як-18Т. Работа над самолетом началась в 1965 году, за основу был взят пилотажный самолет Як-18ПМ. Основное отличие модели "Т" - это кабина типа полумонокок, с дверями автомобильного типа. У самолета немного "подрезали" элероны, доставшиеся от пилотажного самолета, установили горизонтальное оперение от Як-18А и увеличили площадь киля. Новый двигатель воздушного охлаждения М-14П с воздушным винтом В-530ТА-Д35 изменяемого шага имел мощность - 360 л.с. В январе 1972-го Як-18Т запустили в серию на Смоленском авиационном заводе. Всего до 1983 года было произведено 536 самолетов. Самолет получили пять летных училищ: Актюбинское, Бугурусланское, Кировоградское, Краснокутское и Сасовское. На Як-18Т выполнялись полеты по программам первоначального обучения и тренировки курсантов перед их переходом на самолеты Ан-2 и Л-410.
В 1988 году самолеты были списаны, часть утилизирована, часть в дальнейшем была продана частным лицам. В 1993 году заводом была выпущена партия в 15 машин для Ульяновского института гражданской авиации.
Компоновка кабины когда оба пилота сидят рядом очень подходит для подготовки пилотов гражданской авиации, так как имеет реальное сходство с кабинами пассажирских самолетов и позволяет инструктору наблюдать за действиями курсанта. Еще такая компоновка позволяет обойтись одним комплектом рычагов управления двигателем, разместив их между креслами и одним комплектом приборов на средней панели приборной доски.
Оперение самолета обычное, подкосно-расчалочное. Форма киля с рулем направления традиционная для самолетов Як-18. Каркас оперения - дюралюминиевый, обшивка - полотняная. На верхней точке киля установлен сигнальный красный маяк.
Девятицилиндровый двигатель М-14П мощностью 360 л. с. закреплен на моторкой раме. Весь отсек силовой установки закрыт капотом, который состоит из двух половин - верхней и нижней.
Для входа в четырехместную кабину на обоих бортах фюзеляжа имеются широкие двери. Предусмотрен их аварийный сброс.
Каждая консоль стыкуется с центропланом по переднему и заднему лонжеронам на четырех болтах. На задней кромке центроплана около фюзеляжа слева есть подножка для входа в кабину, справа - предусмотрены крючки для навески съемной подножки. Верхняя обшивка центроплана у входных дверей имеет рифленую поверхность - противоскользящий трап.
Данный самолет СССР-44361 был выпущен в ноябре 1975 года. С апреля 1976 года по июль 1989 года самолет эксплуатировался в Бугурусланском ЛУ ГА, затем до 2010 года эксплуатировался в ДОСААФе. В настоящее время хранится на аэродроме ДОСААФа, есть надежда что он еще полетает.
В заключении предлагаю фотографии Максима Штурма с действующим самолетом Як-18Т.
Использована информация сайта "Уголок неба" (airwar.ru)