Принцип проецирования информации на лобовое стекло заимствован автомобилестроением из авиации. В кабинах самолетов перед глазами пилота всегда есть графические таблицы с обозначениями основных характеристик полета. Человеку не требуется отвлекаться на приборную панель с десятками датчиков и стрелочных шкал. Процесс управления самолетом намного упрощается. Между тем в автомобилях такой принцип донесения информации хорош только до некоторого предела. Стоит ли его вообще применять?
Принцип проецирования информации на лобовое стекло заимствован автомобилестроением из авиации. В кабинах самолетов перед глазами пилота всегда есть графические таблицы с обозначениями основных характеристик полета. Человеку не требуется отвлекаться на приборную панель с десятками датчиков и стрелочных шкал. Процесс управления самолетом намного упрощается. Между тем в автомобилях такой принцип донесения информации хорош только до некоторого предела. Стоит ли его вообще применять?
Две конструкции
В автомобилях устройство Head-up Display (HUD) впервые было применено в 1988 году специалистами концерна General Motors на седане Oldsmobile Cutlass Supreme. Проектор устанавливался за рулевой колонкой, сверху торпеды, чтобы проецировать изображение перед глазами водителя. Такой же принцип применен и в современных машинах, к примеру на Cadillac CTS, XT5 и др. Экраном там служит пленка внутри лобового стекла. Она не допускает бликов и работает как в ясную солнечную погоду, так и в ночи.
Существует и вторая конструкция проекционного устройства, которое намного дешевле первого, так как предполагает размещение проектора не внутри передней панели, а снаружи. Изображение проецируется не на лобовое стекло, а на отдельный прозрачный дисплей за рулем. Стеклянный экран при активации устройства выдвигается из недр панели и принимает световое изображение от проектора на торпеде. Такие HUD используют на сравнительно недорогих автомобилях массовых брендов. К примеру, Head-up Display (HUD) теперь можно заказать и для кроссовера B-класса KIA Seltos.Не нужно переносить взгляд
Главное достоинство всех типов HUD заключается в более удобной форме донесения информации. При взгляде на проецируемое изображение кажется, что оно находится вне автомобиля по ходу движения, то есть в фокусе зрения за несколько метров впереди. Оно словно висит над дорогой и от водителя не требуется переносить взгляд на приборы и отвлекаться от вождения.
Такой эффект достигается за счет сложной оптической системы, спрятанной внутри проектора. Чем больший путь проходит свет через комплекс отражателей, тем дальше «отодвигается» виртуальное изображение вперед.Система настолько эффективна, что по сути ставит под вопрос традиционную приборную панель. Правда есть у HUD два незначительных недостатка, которые не позволяют сделать из устройства нечто большее, чем просто дублирующую информационную панель.
Ослепление и поляризующий эффект
В темное время суток пользоваться проектором неудобно, так как он формирует на лобовом стекле большое пятно засветки, слепящее водителя и частично закрывающее объекты на дороге. Легко можно пропустить большой камень, яму на асфальте или даже бетонный поребрик. Яркость изображения можно регулировать через меню проектора, но полностью эффект ослепления не исчезает. Поэтому в некоторых случаях на плохой дороге или при маневрировании в темном дворе приходится отключать HUD и смотреть на показания обычных приборов.Почти невозможно пользоваться HUD и ярким солнечным днем при езде в темных очках. Подавляющее большинство современных солнцезащитных линз имеет поляризующее покрытие, отсекающее блики. А так как проектор формирует на стекле именно отраженное изображение, поляризованное поверхностью пленки, то оно не пропускается и световым фильтром линз. Если надеть солнцезащитные очки, то изображение проектора HUD мгновенно исчезает. А ездить без очков при ярком солнце очень утомительно.
В общем, Head-up Display (HUD) полезен лишь в некоторых случаях. Он способен упростить процесс управления машиной, но в некоторых ситуациях непригоден. Однако его достоинства перевешивают недостатки.