Найти в Дзене
Большие идеи

Как реагировать на хамство начальника

Вы никак не поймете своего босса. То он сама любезность и приветливость, а то вдруг оскорбляет вас перед всем коллективом. Как вести себя с менеджером, в которого словно вселились Джекил и Хайд? Следует ли вам поговорить с ним, рискуя нарваться на грубость и хамство? Вот несколько советов, которые помогут.

Не принимайте его слова близко к сердцу

Когда начальник начинает на вас кричать, не принимайте его реакцию на свой счет. Его раздражение вызвали вовсе не вы, просто ваши слова затронули более глубокую проблему, которая его тревожит. И здесь крайне важно разобраться, что же все-таки стало причиной подобного поведения босса. Другими словами, обратите внимание на то, что он говорит, а не на то, как он это делает.

Ищите причины и закономерности

Чем больше вы знаете о том, чем вызваны изменения в настроении вашего босса, тем лучше. Возможно, дело всего лишь в низком содержании сахара в крови. Или, быть может, вспышки гнева связаны с сильным стрессом. Поиск подсказок и закономерностей, указывающих на настоящую причину перепадов настроения вашего босса, поможет вам выработать эффективную стратегию общения с ним.

Выберите правильное время

Выяснив основные причины вспышек гнева начальника, вы сможете продумать подробный план взаимодействия с ним. Если вам удастся донести до своего начальника мысль, что вы на его стороне, это позволит ему почувствовать вашу поддержку и станет мощным сигналом того, что вы всегда готовы прийти на помощь.

Сохраняйте спокойствие

Предположим, что ваш начальник разбушевался, а вы понятия не имеете, чем вызвана столь бурная реакция. Отвечать ему той же монетой лишь приведет к эскалации конфликта. Прогуляйтесь или найдите спокойное место, где бы вы могли прийти в себя и совладать со своими эмоциями. Позже обсудите этот инцидент в личной беседе с начальником. Лучше сделать это с глазу на глаз, после того как он немного остынет.

Стратегический подход к благодарности

Если вам кажется, что вспышки гнева вашего босса — особенность его характера, хорошо просчитанное и вовремя сказанное «спасибо» поможет существенно нейтрализовать негатив и снять ощущение обиды. Попросив у босса прощения за то, что вы побеспокоили его в трудный момент или допустили ошибку (даже незначительную), вы сможете разрядить обстановку, подобные действия демонстрируют, что вы понимаете то давление, которое он испытывает.

Определите, когда имеет смысл обращаться за помощью, а когда единственный выход — искать новую работ

Ваш начальник может до конца не осознавать, как его перепады настроения отражаются на работе команды, и, вполне вероятно, он будет даже благодарен за помощь в развитии своих управленческих навыков. Однако подчиненному чрезвычайно непросто затеять этот разговор. Возможно, лучшее решение — затронуть проблему во время аттестации или сообщить о ней в отдел кадров.

Впрочем, вы не обязаны терпеть к себе хамское обращение. Привлеките к решению проблемы отдел кадров или найдите другую работу, где к людям относятся более дружелюбно.

Материал подготовлен специально для читателей сервиса «Яндекс.Дзен» на основе статьи Кэролин О'Хара HBR Россия «Игра на нервах: что делать, если начальник позволяет себе крики и оскорбления». Другие материалы о развитии эмоционального интеллекта вы всегда можете найти в разделе «Лидерство» на сайте hbr-russia.ru.

Подпишитесь на наш канал