Предприниматель, руководитель компании всегда ставит перед собой цели, которые его мотивируют развиваться. Для этого запускает новые продукты, расширяет штат, выходит на новые рынки.
Любой рост компании, как и любой выход за рамки привычного, ставит перед предпринимателем новые вызовы. Например:
- вдруг обнаруживает, что несмотря на рост выручки, прибыльность упала и грозит кассовый разрыв;
- раньше бизнес рос на 100..200% в год, а сейчас рост замедлился до 20..30% в год;
- нужно одновременно выполнять и план продаж, и развиваться, а ресурсов/компетенций не хватает;
- стоит перестать уделять внимание какому-то из направлений и всё перестаёт работать;
- постоянная рутина, тушение пожаров, ручное управление сотрудниками не оставляет времени для работы над стратегией, запуском новых направлений, а конкуренты убегают вперёд всё быстрее;
- уже несколько наемных директоров за последнее время пришлось уволить, потому что они не достигают поставленных целей.
Часто ситуация в бизнесе развивается так, что если ничего не менять, то можно забыть о развитии. Будет становиться только хуже: рост и прибыль упадут до нуля, времени уже не хватит на тушение всех новых пожаров, без самостоятельной команды можно забыть о развитии.
Современному предпринимателю доступно много способов исправить ситуацию. Например:
- компании массово участвуют в тренингах,
- внедряют новые методики в продажи.
- Меняют подрядчиков,
- Меняют сотрудников, системы KPI и оплаты.
- Стартуется одновременно много хороших и полезных инициатив по описанию регламентов, автоматизации работы, запуску новых продуктов и многое другое.
Только на деле оказывается, что все сотрудники много работают, перегружены, а ничего не меняется. Большое количество проектов приводит команду к расфокусировке - везде по чуть-чуть поработали, а до результатов не дошли. Планы внедрения инициатив приходится бесконечно сдвигать на будущее.
Если продолжать такие неэффективные эксперименты, то в какой-то момент закончатся деньги и можно будет закрывать бизнес. Согласно исследованиям (forbes.com) это основная причина (40,9%) закрытия компаний.
Руководители компании не справляются с новыми вызовами, не могут перестроить систему управления так, чтобы снова выйти на траекторию роста. Попытки выйти в новый сегмент рынка, в новые города, обновить систему продаж и что-то подобное не принесет результатов, пока сама компания управляется по старому:
- Директивно: предприниматель управляет задачами - говорит, что делать, а не целями - к какому результату нужно прийти.
- Не делегирует: предприниматель не передает ответственность вниз по иерархии и не дает ресурсы для достижения цели,
- Нет фокусировки: Предприниматель сам занимается десятками целей и сотрудников заставляет делать одновременно много задач. А потом еще периодически использует чайка-менеджмент: прибегает к сотруднику в произвольное время и выдает новые "срочные" задания.
Вроде ничего секретного нет, но дьявол в деталях. Создать большую компанию можно, если изменить ежедневные управленческие процессы работы:
- внедрить на всех уровнях управления фокусирующий подход к совещаниям: фиксируем цели, находим ограничения на пути к целям, фокусируемся на устранении главного ограничения, в еженедельном режиме анализируем, что получается, а что не получается, и корректируем работу;
- синхронизировать цели всех отделов между собой и согласовать их с целями компании;
- добавить командам недостающие компетенции, которые могут привести к быстрому росту – в продажах и маркетинге, формировании ценности продукта, работе с клиентами, развитии новых продуктов.
- запустить регулярный процесс поиска и тестирования новых продуктов, сегментов, регионов.
В результате внедряется новая система управления, в которой команды станут более самостоятельными и сфокусированными, сотрудники будут быстрее реализовывать сильные гипотезы. Будут сфокусировано заниматься тем, что на самом деле важно для роста. У руководителей освободится больше времени на стратегическую работу, а не на тушение пожаров. Работа будет делаться не ради объема начатых и невыполненных задач, а ради результата, продвигающего к новым целям.
В этой методичке мы собрали для вас материалы по наиболее важным методам создания такой системы управления:
- сможете выстроить большую команду и большой бизнес;
- перестроите систему управления так, чтобы делегировать ответственность вниз;
- научитесь создавать самостоятельные команды;
- начнете создавать и развивать продукты;
- находить ценность и продавать при помощи ценности