В августе 1876 года в город золотодобытчиков и старателей Дедвуд, что в Черных Холмах Южной Дакоты пришла оспа. Болезнь очень заразная и опасная, если не убивающая человека, то оставляющая уродливые шрамы на лице на всю жизнь.
Медицина Фронтира не отличалась в те далекие времена, ни профессионализмом врачей, ни изобилием и качеством лекарств. Обычным набором аптечки доктора Дикого Запада были:
- каломель - сильное слабительное и противо-венерическое средство, чье научное название хлорид ртути, говорит само за себя о пользе для здоровья;
- касторовое масло - тоже слабительное и мазь против кожных заболеваний;
- различные "патентованные лекарства", состоящие в основном из смеси крепкого алкоголя с наркотиками (опием или кокаином).
Мало кто из ученных, а еще меньше из врачей понимали природу возникновения болезней, а также, что такое бактерии, стерилизация, антисептики и прочие вещи, которые в наши дни кажутся элементарными.
Во второй половине 19 века оспа, известная как «пятнистый ужас», была одной из самых смертоносных и заразных из всех известных болезней, с уровнем смертности от 30 до 60 процентов. Прививка от оспы уже была известна с конца 18 века, но делали ее в основном в частном порядке, да и то на Восточном побережье, а на Диком Западе она была мало кому известна и доступна.
Так вот. В Дедвуд пришла оспа. В то время в городе проживала легендарная личность Дикого Запада - Марта Джейн Кэнэри, больше известная под прозвищем Каламити (Бедовая) Джейн. Слухи о ней ходили разные, но пожалуй лучше всего ее охарактеризовал авантюрист и писатель "Капитан Джек" Кроуфорд:
У нее был дьявольский и распутный характер, но она обладала щедрой душой, которая сделала ее популярной. Газета Anaconda Standard, Монтана 19 апреля 1904 года
Джейн взяла на себя попечительство над 8 больными шахтерами. У нее не было ни подготовки, ни квалификации для выполнения этой роли, кроме сострадания и иммунитета к оспе, приобретенного в детстве.
Джейн была настолько предана своим пациентам, что одна писательница сказала, что та «отбросила все свои пороки, чтобы днем и ночью ухаживать за больными». Один свидетель вспоминал ее как «совершенного ангела, посланного с небес, когда кто-то из парней заболел».
Условия были чрезвычайно суровыми. В шахтерском городке Дедвуд больные были изолированы в грязных палатках или лачугах на горе Уайт-Рок без быстрого доступа к воде или каких-либо санитарных условий. Единственные лекарства, которые были доступны Каламити это кое-какие травы, соль Эпсома (английская соль - гептагидрат сульфата магния) и крем тартар (винный камень).
По словам писателя Дейла Л. Уокера (1935-2015), бывшего президента ассоциации «Американских писателей вестернов», Джейн ради своих пациентов боролась за пресную воду, завладела продуктами из универсального магазина и урегулировала по крайней мере один спор об оплате под дулом револьвера. Когда несколько ее подопечных скончались от оспы, она похоронила их с единственной молитвой, которую знала:
Теперь я укладываюсь спать,
И молю Господа мою душу объять,
Если я умру до того, как проснусь,
Я молю Господа мою душу принять.
Несмотря на эти скудные средства, пять из ее пациентов пережили эпидемию. Городской врач, Л.Е. «Старик» Бэбкок, полагал, что без заботы Каламити ни один из восьми бы не выжил. Это была редкая похвала от Бэбкока, который считал Каламити неопрятной, скандальной и мужеподобной бабой. Он сказал:
О, она клялась загнать их преисподнюю, но эта была ласковая ругань.
Грубая, неграмотная, склонная к пьянству женщина, обладающая только первичными медицинскими навыками и большим сердцем, Каламити Джейн - яркий пример того, как надо заботиться о больных: полная самоотдача и свирепая защита интересов пациента.
P.S. Дорогие читатели и подписчики, берегите себя и своих близких. Соблюдайте элементарные меры санитарно-эпидемиологической предосторожности в сегодняшней непростой обстановке.
Еще одна статья на тему, как было полезно мыть руки на Диком Западе.