Найти тему
Ячейка общества

В защиту Веры Алентовой и ее героини фильма «Москва слезам не верит»

Яндекс Картинки
Яндекс Картинки

Последнее время принято пересматривать отношение ко всему. Так случилось и с фильмом «Москва слезам не верит». Его по-прежнему любят. А вот отношение к некоторым героям вдруг изменилось. В том числе к актерам, которые их сыграли.

Больше всего почему-то досталось Вере Алентовой. Массовых вбросов в ее адрес, к счастью, не было. Но разовые голоса звучат.

Главный довод – Алентова практически не сыграла свою Катю. Ни эмоций, ни диалогов, только зажатость с молчанием. Досталось и самой героине. Ведет себя, как замороженная, ничего интересного за весь фильм не смогла.

В противовес обычно приводят Людмилу, сыгранную Ириной Муравьевой. Она остроумна и деятельна, всегда в центре кадра. Искрометна, как внебрачная дочь Луи де Фюнеса с Раневской, жизнь вокруг нее просто бурлит. Новые ценители кинематографа требуют даже считать ее главной в фильме. Что, кстати, и зафиксировано на плакате, представляющем «Москву» в википедии.

Википедия
Википедия

Замечательно, правда? Алентовой на нем как бы и нет.

Похоже, любимая некогда всеми Катя, главная героиня, в опале. И снова в беде, как в первой части фильма. Только теперь к ней тянут свои синие руки не невзгоды, придуманные Валентином Черных, а ревизионисты от клавиатуры. Пора ее как-то уже и защищать, мне кажется.

Попробую объяснить, что такое герой и актерская задача в целом. Она отличается от лицедейства, которое мы, любители зрелищных жанров, привыкли ценить. Давайте представим, что героиня Алентовой ведет себя как ее подруга Людмила, ошеломившая зрителей. Эмоционально бьется за справедливость и место под солнцем. Охотится на мужчин. Сжирает бедного Родиона, который ее сдуру бросил - да так, что он лезет от алиментов на стену. А уж на Гошу, бедного, совершенно не обращает внимания. Зачем он ей сдался, слесарь. И даже друзья Гоши, ряженые под академиков, не помогут – нашу новую Катю не проведешь. Она знает злодейку жизнь.

Сюжет, правда, будет другой, но ведь новый зритель знает, какое должно быть правильное кино. Не то что это, отсталое.

Слушайте, а почему ему дали «Оскар»? Почему все переживали за героев фильма, и в первую очередь, как ни странно для новых ценителей, именно за Катерину?

Дело в том, что Вера Алентова сыграла того человека, который наиболее привлекателен в сложившейся ситуации. Очень жизненной, кстати. Ее Катерина, недобрав баллов при поступлении в вуз, чтобы остаться в Москве, работает на заводе. И становится жертвой обмана, в который втягивает ее подруга. В итоге оказывается беременной и брошенной любимым человеком. И вместо того, чтобы работать локтями, лишь замыкается и решает выжить. И выстоять.

Работает, растит дочь, учится на заочном в вузе. Ей не до развлечения зрителей.

Есть такое понятие, как король и свита. Если играешь короля, не надо играть шута. Такая, как Катерина, не должна делать шоу. Не царское это дело. Шоу разворачивается вокруг нее.

Не знаю, в курсе ли те, кто критикует Алентову, что ее героиня понравилась подавляющему большинству мужчин. Она сыграла то, что привлекает больше всего – женщину, которая помимо внешности что-то из себя представляет. Я, например, лишь через много лет обнаружил, что ее героиня не так уж и ослепительно хороша, настолько она была убедительна в кадре. Сыграть это дорогого стоит, поверьте.

Она сыграла настоящую женщину, цельную и интригующую. Причем так, что это не выглядело узнаваемым советским штампом (ткачиха-ударница с высокими взглядами), а совершенно иначе. Намного глубже и неоднозначней. Близкой тем зрителям, кто предпочитает не только отечественное кино, но и Голливуд, европейский кинематограф и все что угодно. Вплоть до знакомых всем нам жизненных коллизий.

Главное в актерской работе не раскованность и артистизм, как многие думают, а убедительность. Инна Чурикова может уставиться в одну точку, и ты вокруг нее хоть обезьяной прыгай, все равно внимание будет на ней, а не тебе. Это так, для примера.

Да, есть театр. В театре можно импровизировать, брать интонациями, раскачивая себя и зрителей. В кино же важно, чтобы зритель поверил в героя. И начал переживать за него и события. У Алентовой это получилось. И получилось сильно. Есть в этом даже некая загадка – человек весь фильм не делает вроде бы ничего особенного, а переживаешь именно за него.

Одна из самых сложных ролей это та, где тебя много, а эмоций и текста мало. Действий с твоей стороны как бы нет, но надо держать атмосферу на максимальном уровне. Причем так, чтобы зритель был сконцентрирован на тебе. Это из высшего пилотажа. Вере Алентовой он удался идеально.

«Москва слезам не верит» ее лучший фильм. И дело не только в «Оскаре».