«Соберись!», «Встряхнись!» Такие рекомендации ежедневно адресуются людям, страдающим депрессией, и произносятся во многих формах. Даже если они исходят из благого намерения, они часто оказываются бесполезными. О таком способе общения окружающих, так часто сообщают пациенты, что психиатры в конце концов дали ему имя. Они называют это «синдромом Оранж»намекая на лозунг бренда безалкогольных напитков: «встряхните меня - иначе мякоть останется внизу».
Эти короткие фразы произносятся чаще всего доброжелательно и сочувственно, с намерением помочь. Иногда они связаны с раздражением, или болью, которую может вызвать в нас апатия близкого человека или коллеги. Однако они, похоже, редко приносят свои плоды. Хуже того, эти же пациенты очень хорошо объясняют, насколько эти советы делают только хуже в конечном итоге. Сегодня неврология позволяет лучше понять, почему.
Для не-больного трудно представить себе депрессию. Когда мы пытаемся это сделать, образы, которые приходят естественным образом, - это образы печали. Мы черпаем из своей личной истории болезненные воспоминания и пытаемся – что иногда бывает трудно – вспомнить наше тогдашнее состояние. Картина депрессии действительно включает тревоги, состояние печали, другими словами – возможно, ближе к реальности, переживаемой больным, – психические страдания и моральную боль.
Наряду с суицидальными идеями это страдание является наиболее заметной частью депрессии и, вероятно, наиболее «понятной» для окружающих. Точно так же, как мы сострадаем при виде физической травмы, мы страдаем вместе с нашими близкими, испытывающими моральную боль, даже когда мы не понимаем ее причины.
Когда мы пытаемся разобраться в этих симптомах, мы можем вспомнить о периодах падения. Эти состояния могли возникнуть у нас в результате болезни, перегрузки работой или в результате болезненного Известия. Они, к счастью, оказались преходящими.
Фактически, когда нескольких дней отдыха не хватало, чтобы выйти из этого состояния, наши близкие были рядом, чтобы «встряхнуть» нас, подтолкнуть к действиям или «изменить наши мысли». Но во время депрессии идеи не меняются по требованию, под действием простого отвлечения или запрета... или спонтанно. Термин размышление, один из симптомов депрессии, как раз и определяет эту неспособность «переключать мысли», эту склонность снова и снова держаться на одних и тех же негативных мыслях, обвинять себя в одних и тех же недугах. Чаще всего больной депрессией полностью осознает свое состояние. Он страдает от этого, но, похоже, не может изменить свою точку зрения.
Болезнь, затрагивающая сети мозга, участвующие в мотивации
Новейшие знания в области нейробиологии позволяют предположить, что это болезнь мотивации, то есть затрагивающая сети мозга, участвующие в мотивации. Если бы эти больные депрессией могли захотеть, если бы они могли «сделать усилие», это означало бы... что они больше не подавлены.
Точно так же, как было бы абсурдно требовать от пациента с диабетом, чтобы он попросил свою поджелудочную железу «сделать усилие».
В связи с этим не стоит «изобретать велосипед», направьте вашего близкого к специалисту.