Городской общественный электротранспорт, представленный преимущественно трамваями и троллейбусами – неотъемлемая часть крупных городов мира. Чаще всего мы рассматриваем его, как возможность добраться из пункта А в пункт Б, но иногда на это можно взглянуть шире. Давайте снова посмотрим на 10 интересных и необычных транспортных систем городов мира в моей новой подборке. Поехали!
1) Трамвай на шинах Нанси, Франция
Когда вы окажетесь на улицах французского Нанси и увидите этот вид транспорта, то наверняка подумаете: «О, какой необычный троллейбус!? Хотя стоп, а может это трамвай? Трамваетроллейбус? Что это?». Так, давайте разберёмся.
Транспорт, который ездит по Нанси внешне очень похож на трамвай. Но на самом деле, общего у него больше именно с троллейбусом. Транспортное средство движется на колёсах с шинами и может ездить по дороге, как обычный троллейбус. Однако, в классическом понимании, для «шинного трамвая» укладывается рельс, который проходит через середину подвижного состава и направляет движение, что упрощает его управление. Контактная сеть и токоприёмники аналогичны троллейбусным: два провода и штанги.
Транспортное средство имеет четыре оси, направляющие колёса для рельса в середине осей, руль и даже дизельный двигатель. Поэтому помимо трамвая и троллейбуса – это ещё и автобус.
2) Троллейбус Ландскруны, Швеция
Страны Скандинавии не проявили симпатии к троллейбусу, как к виду транспорта. На сегодняшний день там всего две системы, в каждой из которых один маршрут: троллейбус Бергена – Норвегия и троллейбус Ландскруны – Швеция.
Троллейбус небольшого шведского городка с населением в 40 тыс. появился из-за того, что там построили новый железнодорожный вокзал, который оказался далеко от центра. Для связи решили использовать именно троллейбус, так как трамвай оказался более дорогим в использовании, а автобус недостаточно привлекательным.
Троллейбусная сеть Ландскруны на сегодняшний день самая маленькая мире. Её дина всего 3 километра. Для сравнения троллейбусная сеть киргизского Нарына – около 7 км.
По информации с Википедии, на линии 4 основных троллейбуса польского производителя «Solaris», каждому из которых присвоено имя: Elvira, Ellen, Ella, Elvis. Начало каждого имени – знак принадлежности его к электртранспорту.
3) Трамвай Кривого Рога, Украина
Кривой Рог – это самый длинный и вытянутый город Украины, да и всей Европы в целом. Ко всему прочему, он является крупнейшим городом страны, не являющимся областным центром. В городе работает троллейбус и трамвай. Давайте сосредоточимся на втором.
Так вот, криворожский трамвай – это не просто классическая трамвайная система, а целое облегчённое метро. Да, в Кривом Роге трамвай проходит под землёй и делает остановки на 4 станциях, выполненных по стандартам метрополитена.
Система делится на скоростной трамвай и обычный легкорельсовый траспорт. Правда, при их интеграции друг в друга возникли неполадки в функционировании метротрама. Для проезда используется жетон, как в метро.
Аналогичная система имеется в Волгограде, о которой я рассказывал в первой части.
4) Троллейбус Кастельон-де-ла-Плана, Испания
Как-то на просторах Дзена прочитал статью, что один испанский гость приехал в Петербург и увидев троллейбусы, очень сильно удивился. У себя в стране он ни о чём подобном не догадывался. Не знаю, выдуманная была история или нет, но в Испании в одном из городов существует троллейбус.
Город с населением чуть менее 200 тысяч расположился на солнечном берегу Средиземного моря, примерно в 70 километрах от Валенсии. С 1962 по 1969 годы там уже существовало троллейбусное движение, но в 2008 году вновь открывается система современного электротранспорта.
Уникальность этой системы заключается в том, что на большей части используется автоматика для управления транспортным средством, правда, всё равно под контролем водителя. Троллейбус едет по так называемым «оптическим рельсам», которые белой краской нанесены на поверхность дорожного покрытия. Камеры над лобовым стеклом троллейбуса фиксируют эти линии, данные передаются на бортовой компьютер, который корректирует траекторию движения транспортного средства в автоматическом режиме. Благодаря этому троллейбус очень точно подъезжает к высоким остановочным платформам, а на выделенных полосах, расположенных в центре улицы, разгоняется до 75 км/ч.
В центре троллейбус едет по узеньким улочкам без применения автоматики, с использованием автономного хода.
5) Троллейбус Эр-Рияда, Саудовская Аравия
Да, наверное, многих из вас сразу удивило, что в столице одной из ведущих нефтяных держав мира работает троллейбус. Но впереди ещё более любопытные факты.
12 современных троллейбусов с футуристическим дизайном курсируют по территории студенческого городка Университета Короля Сауда. Троллейбусная линия появилась в результате борьбы за чистоту окружающей среды. Проезд на троллейбусах бесплатный несмотря на то, что это чудо техники – самое дорогое из выпускаемых подобных единиц транспорта. Богатая держава может себе позволить такую роскошь. Линия соединяет здание университета и студгородок, её длина 11 километров.
Основные пассажиры – студенты и преподаватели вуза. К их услугам – бесплатный Wi-Fi и улучшенные климатические условия: машины оборудованы сверхмощными системами кондиционирования, двойными тонированными стеклами, и воздушными завесами возле каждой двери.
6) Трамвай Святой Терезы и зубчатая железная дорога Рио-де-Жанейро, Бразилия
Трамвай Святой Терезы соединял центр крупнейшего города Бразилии с холмистым районом Санта-Тереза, являясь не только транспортом, но и популярным туристическим аттракционом. Электрический трамвай появился в Рио в 1896 году, до этого почти 20 лет был запряжён мулами.
После череды трагических событий в 2011 году трамвай был закрыт, но в 2013 году начался капитальный ремонт системы, и в 2015 году вагоны снова стали возить пассажиров, правда утеряв основную фишку маршрута – проезд по акведуку Кариока, одним из символов Рио.
Корковаду – гора в черте Рио-де-Жанейро, знаменитая своей статуей Христа-Искупителя на вершине. От подножья горы и к её вершине проложена зубчатая железная дорога длиной почти 4 километра. Вагоны преодолевают путь за 20 минут, поднимаясь на 710 метров. Линия жд существует с 1884 года, в 1910 она была электрифицирована. Использовалась не только как пассажирский транспорт, но и для подъёма частей монумента.
7) Береговой трамвай Аликанте – Дения, Испания
Посмотреть живописное побережье Коста-Бланка, увидеть прекрасные виды природы и небольшие интересные города можно, прокатившись на трамвае. Официально это система легкорельсового транспорта Tram Metropolitano de Alicante, сочетающая в себе признаки метро и трамвая. Открыта в 1999 году, соединяет город Аликанте и пригороды, имеются подземные участки и станции.
Трамвай соединяет центр Аликанте с городом Дения, по пути проезжая ещё около 7 городов и населённых пунктов. Весь маршрут до Дении займёт три часа и примерно 100 километров. Остановки «заказываются» по требованию внутри состава, а на остановочных пунктах надо «голосовать», завидев трамвай.
Трамвай Аликанте – один из самых простых способов объехать интересные места и города юго-восточного побережья Испании.
8) Троллейбус Вальпараисо, Чили
Почти 300-тысячный Вальпараисо расположился в центре самой узкой и самой южной страны планеты – Чили.
Вальпараисо известен своими фуникулёрами, их в городе целых 16, и каждый из них имеет своё собственное имя. Но уникальность заключается в другой транспортной системе – троллейбусе. Троллейбусы объявлены «национальным достоянием Чили». Да-да, бывает и такое. Всё благодаря тому, что в пассажирской эксплуатации до сих пор находятся самые старые в мире троллейбусы, выпущенные в середине 20 века. За такой срок эксплуатации у троллейбусов возникает ряд проблем, однако они решаются как на государственном, так и на частном уровне.
9) Трамвай Усть-Илимска, Россия
Последняя, достроенная в СССР трамвайная система расположена в городе Усть-Илимск Иркутской области. В связи с высококлассными техническими характеристиками участка маршрутной сети вне городской застройки официально является скоростным трамваем.
Несмотря на то, что перспективы системы туманны из-за отсутствия обновления подвижного состава, она очень важна для города и заслуживает внимания, чтоб о ней рассказать.
Было время, когда трамвай Усть-Илимска был признан лучшим в России. Но с 2001 года особого позитива система не испытывала. Вагоны, представленные исключительно КТМ-5 стареют, а замены пока нет.
Но давайте о позитивном. Он всё ещё является гордостью города. Из трамвая открываются крутые виды, когда он находится один на один с объятьями тайги.
Трамвай возит на работу и обратно работников ТЭЦ, ЛПК и агрофермы «Ангара». На 2019 год стоимость проезда в промзону города составляла 65 рублей. Длина линии 14,5 километров.
10) Канатный трамвай Сан-Франциско, США
Сан-Франциско – уникальный во многих планах город. Помимо причудливого рельефа городских улиц, крутых видов пролива и знаменитого моста через него, в городе представлено много видов электротранспорта: метрополитен, трамвай, троллейбус и отдельный вид – канатный трамвай, о котором поговорим сейчас.
Канатный трамвай – это гибрид трамвая, фуникулёра и канатной дороги. Вот это к-к-комбо! Трамвай возит, как правило, туристов, у которых пользуется большой популярностью.
Трамвай был открыт в 1873 году. Вы только представьте, на данный момент (март 2020) ему 147 лет! Сеть состоит из трёх линий и проходит по улицам с большим уклоном. Характерной особенностью трамвая является наличие широких боковых подножек и поручней на вагонах. Пассажирам можно ездить снаружи, из-за чего желающих прокатиться подобным образом немало.
На этом всё. Если вы не увидели в списке какой-либо интересной, на ваш взгляд, системы городского электротранспорта, то возможно я о них писал в первых двух статьях или напишу в следующих. Спасибо что прочитали, ещё больше крутых мест и интересных фактов из мира путешествий и транспорта на канале, подписывайтесь!
Предыдущие части:
Необычные маршруты общественного электротранспорта
Интересные и необычные маршруты общественного электротранспорта. Часть 2