В первой части про скуку я написала о том, что скука может быть очень ресурсной. Иногда полезно давать детям поскучать, так как это способствует раскрытию их творческого потенциала, помогает им быть более уверенными, может способствовать улучшению взаимодействий с другими, делает их счастливее. Подробнее об этом читайте тут.
Сегодня же хочется поговорить о том, что можно сделать, чтобы, с одной стороны, самим перестать боятся скуки и давать себе возможность отдохнуть, а, с другой стороны, научить и детей не бояться скучать?
1. Например, не стоит всегда и всё планировать. Попробуйте хоть иногда проводить день не по четкому плану, а отталкиваясь от своих желаний в моменте. Чего мы сейчас ходим сделать вместе? Чего я сам хочу сделать? Как нам выбрать и договориться? И тут будет, с одной стороны, про контакт с собой, а, с другой стороны, про контакт с другим и умение договариваться.
2. Когда ребенок придет с тем, что ему скучно, то можно не говорить ему четко, что он может сделать, не надо придумывать всё за него, не надо сразу его рзвлекать. Вместо этого можно предложить что-то неопределенное, требующее подключения фантазии. Например, предложить зарыть клад, который вы потом всей семьей будете искать. И тут ребенку придется подумать, а что же будет этим кладом, где его прятать, как его будут искать? Делать подсказки или рисовать карту? И это надо оставить на усмотрение ребенка. Можно предложить придумать игру, разработать правила, а потом чтобы все вместе смогли поиграть. Или предложите ему построить корабль. Ваша задача дать лишь направление, немного помочь, оставив при этом просто для фантазии.
3. Не покупайте игрушки, которые все умеют сами и которые нельзя трактовать иначе. Деревяшечки, тряпочки, коробочки, картон, кубики – все, что можно использовать для игры и сооружения игрушек. Вы так же можете мастерить игрушки вместе. Это способствует развитию контакта между родителями и детьми, это то ценное время, которые проводят вместе, пока делают игрушку, это ощущение близости. И потом ребенок может и сам мастерить что-то, придумывать. Одна и та же вещь, может быть чем угодно, в зависимости от игры.
4. Не ругайте за беспорядок во время игры. Научите лучше убирать после. Когда ребенок не боится выражать себя, не боится навести беспорядок, то он может экспериментировать и свободно себя выражать. Сначала помогайте ему убирать за собой, а постепенно он научится этому сам.
5. Детям важно много гулять, пробовать себя, изучать мир, иногда рисковать. Не надо постоянно их страховать и говорить об опасностях. Дайте им самим попробовать, что можно и нельзя. Ни один ребенок не будет себе вредить сам. Чаще падают и ушибаются дети, которые не научились себе доверять, за которых родители определяют, что опасно, а что нет. Тогда если родители не заметят чего-то, то ребенок сам тоже не обратит внимание, так как можно все, что не запрещено. Важно научить ребенка самому оценивать риски.
6. Будьте сами примером для своего ребенка. Не давайте сразу телефон, как только стало скучно. И сами при любом удобном и неудобном случае не доставайте его. Если вы постоянно проводите время в телефоне или за компьютером, то и ребенок будет считывать именно эту модель поведения. Дети подражают нам, а не нашим словам.
7. Дети берут пример с родителей. Порой желание одним глазком взглянуть, что нового в Инстаграм или Фейсбуке, заканчивается тем, что снова залип на полчаса. Попробуйте ставить время заранее, которое хотите провести в соцсетях. Покажите ребенку, как вы справляетесь с этим. Учитесь вместе не залипать неосознанно в интернете.
8. Когда общаетесь с ребенком, играете с ним, то ставьте на телефоне режим не беспокоить или авиарежим, чтобы постоянные уведомления не отвлекали вас.
9. Научитесь сами, а потом научите ребенка радоваться обычным вещам. Например, стоя в очереди, не торопитесь сразу доставать телефон, посмотрите, что есть вокруг. Какие люди, звуки, запахи, цвета вас окружают. Научите ребенка замечать мир вокруг, прислушиваться к нему, видеть прекрасное не только на экране телефона. Проживать свою жизнь, а не что-то виртуальное.
10. Заводите друзей во дворе/в саду/в школе. Научите ребенка общаться с другими детьми, дружить. Пока дети маленькие, то во многом это задача родителей, показать детям, как надо и можно общаться, находить друзей. Принадлежность к разным группам важна для детей, особенно для подростков. Общения только в школе или на кружках не достаточно, важно еще просто встречаться, чтобы побыть вместе.
Не бойтесь иногда поскучать сами, прислушивайтесь к себе, пытайтесь понять, что это состояние значит сейчас, для чего оно наступило. Не бойтесь сталкиваться с собой и быть. Помогите ребенку тоже оставаться в реальности, позвольте ему тоже иногда скучать, ведь это так важно для здорового развития. Помните, что только мы сами решаем, как окрасить то или иное событие, то или иное чувство. Если мы понимаем, что это происходит не просто так, что это сообщение нам, то и относиться сможем иначе. Скука – это возможность.