Найти тему
ТурИнфоЦентр

Ростовский торговый порт

Оглавление

XVIII век

В 1750 г. при Темерницкой таможне были построены причалы и заложен порт. Когда в результате русско-турецких войн к России был присоединен Крым и встал вопрос о торговом судоходстве, бывшие военные корабли «Верблюд», «Слон» и «Буйвол» стали первыми торговыми судами, ходившими под русским флагом из устья Темерника в черноморские порты.

Темерницкий порт тогда был единственным русским портом на юге России,через который велась торговля со странами Черного, Эгейского и Средиземного морей.

Порт способствовал становлению и развитию Ростова-на-Дону и во многом определил его судьбу характер, облик. Были возведены склады для привозимых товаров, около них строили свои домики иностранные и русские купцы, а приходящие работные люди - многочисленные землянки. Портовая деятельность была сосредоточена у Богатого источника, где построили деревянную пристань для причала кораблей, названную в народе «Таранья пристань».

Темерницкий порт стал важным перевалочным пунктом, через который в
Россию ввозили виноградные вина, масло деревянное, орехи, сушеные фрукты, ладан, кумач, жемчуг, сафьян, бумагу, шерсть и овчину, апельсины, лимоны, анчоусы, табак, трубки глиняные, чубуки, часы золотые и серебряные, зеркала, красное дерево, шелковые материи, парчу и кожу. Из России через Темерницкий порт вывозили за границу с уральских заводов и Тулы железо, чугунные котлы, с Дона и Кубани - паюсную икру, масло коровье, сало говяжье, свечи сальные, льняной холст, канаты и веревки пеньковые, парусину.

XIX век

Началом процветания Ростова-на-Дону считают 1835 год, когда при Ростовской пристани вновь организовали таможню и разрешили отпускную торговлю товарами, шедшими из Ростова через рейды Таганрога и Мариуполя. За десять лет с 1835 по 1845 годы обороты Ростовского порта увеличились примерно в 30 раз. В тридцатые годы XIX века на Дону были построены судоверфи, а в 1841 году по Дону прошел первый пароход - это был купленный в Англии пароход «Донец», перевозивший уголь. С 1865 года велась регулярная работа по улучшению судоходности Дона, и Дон стал проходимым для судов средней грузоподъемности.

-2

Строительство паровых судов на Дону началось в 1888 году на заводе
промышленника Пастухова. В 1889 году там был построен первый донской пароход «Антрацит» - колесный грузовой пароход с металлическим корпусом. Ростовский порт имел высокий государственный статус, находился в ведении Главного управления торгового мореплавания и портов Министерства финансов Российской Империи. Во главе управления были начальники из дворян, имевшие высокие чины вплоть до контр-адмирала.

-3

Порт был единым хозяином речного и берегового пространства, обеспечивал государственное ведение строительства на этом пространстве. Городские Думы Ростова и Нахичевани-на-Дону, которым принадлежали земля, река, обязаны были согласовывать с управлением порта все меры по обустройству берегов.

-4

XX век

Ростовский торговый порт в начале XX века был одним из самых крупных в Российской Империи (он занимал по экспорту хлеба второе место в России, а по грузообороту был в первой десятке крупнейших портов Европы). Являясь центром действовавшей транспортной связки железная дорога - река - море, порт обеспечивал перевалку грузов во всех направлениях. Только в одном 1897 году из Ростовского порта через донские гирла в Азовское море прошли 5449 паровых, 1523 парусных, 1309 буксирных судов.

-5

Напряженная, исправная работа порта в условиях растущего оборота грузов,пассажиров увеличивала как доходы государственного казначейства, так и поступления в городскую казну. Так Ростов богател при помощи порта.

-6

Здесь добывали средства для существования многие ростовчане, жизнь которых была связана с портом (во время навигации порт обеспечивал работой более 15 000 человек). Ростов формировался под влиянием порта, впитал его ритм, традиции.

Первая мировая война, революция и гражданская война нанесли сильный удар по донскому судоходству. Навигации на несколько лет были прерваны и возобновились только в апреле 1920 г.

-7

В начале 30-х гг. было восстановлено судостроение. Завод Пастухова,
национализированный и переименованный в «Красный Дон», был реконструирован, и в 1931 г. с его стапелей сошел первый корабль - двухпалубный теплоход «Москва», много лет являвшийся флагманом донского речного флота. Донской флот пополнился совершенными по тем временам судами, были реконструированы пристани, и речные перевозки увеличились более чем в два раза.

Тяжелые испытания выпали на долю донских речников в годы Великой
Отечественной войны. В Ростове был сформирован Отдельный Донской отряд кораблей Азовской военной флотилии. Бывшие грузовые теплоходы вооружались на заводах «Красный Дон» и «Красный моряк» 70-миллиметровыми орудиями и крупнокалиберными пулеметами, более 40 пароходов выполняли задания командования по обеспечению переправы войск, оборонявших излучину Дона.

В послевоенные годы началось восстановление флота и портового хозяйства. Ростовский порт, разрушенный в годы войны, восстанавливается, а в 50-х годах значительно расширяется и реконструируется.

-8

Принципиально изменился статус Ростовского порта и возросло его
экономическое значение после ввода в строй в 1952 году Волго-Донского
судоходного канала им. В. И. Ленина. Канал объединил водные пути между Черным, Азовским, Каспийским, Балтийским и Белым морями, и Ростов стал портом пяти морей.

-9

С середины 50-х началось перевооружение речного порта - ушли устаревшие колесные ветераны, деревянные баржи, тихоходные суда с паровыми машинами, на смену им пришли мощные буксиры-толкачи, самоходные грузовые суда, комфортабельные пассажирские лайнеры. Вместе с флотом реконструировались и расширялись порт, пристани, набережная. В советские годы Ростовский порт стал крупным речным портом Советского Союза.

-10