Русский флот первым в мире успешно использовал морские мины в боевых действиях. Около 1500 якорных мин системы Якоби в 1854 году защищало Санкт-Петербург от эскадры союзников. На русских минах подорвалось 20 июня 1855 года 4 английских парохода.20 июня-в России сегодня- праздник минно-торпедной службы . К середине 80-х годов мина достигла той степени совершенства, которая позволяла говорить о ней как о новом виде морского оружия. Уже в 80-х годах для Черноморского флота были построены минные заградители по специальному проекту.
Большие минные транспорты появились благодаря разработанной тогда (1889 г.)лейтенантом В.А. Степановым оригинальной системе установке мин,позволяющей выставлять их на ходу со скоростью до 10 мин в минуту. Для этого использовался особый кормовой минный кран (Т-образный направляющий рельс, подвешенный над низко расположенной, закрытой минной палубой).
В кораблестроительную программу 1895 года были включены два минных транспорта,предназначенных для активных ,не только оборонительных,но и наступательных минных постановок,в т.ч. и у берегов противника. Проект кораблей водоизмещением 2000 тонн,рассчитанных на 450-500 мин чаще всего именовали минными транспортами,хотя в официальной переписке использовались также термины минный заградитель и минный заграждатель. Предусматривалась максимальная эскадренная скорость в 17-18 узлов,допускающая использование в составе крейсерских и броненосных эскадр.Проект ,разработанный Балтийским заводом,был представлен в МТК 16 декабря 1897 года ,подготовил его А. И. Моисеев, который позже стал строителем всех кораблей этого типа, однако некоторое время эту должность занимал Н. Н. Кутейников.
Заказанные для флота Тихого океана "Амур" и "Енисей" стали лучшими в мире минными заградителями специальной постройки. Для повышения безопасности при минных постановках на них использовалась упрощенная система разработки Степанова, , без парового привода брашпилей ,под ручную установку.Это потребовало увеличения экипажа и соответственно изменения конструкции корабля,что несколько ухудшило ходовые качества.Но новое оружия требовало особого внимания к безопасности- на борту минзага находились тонны взрывчатки.
Корабли строились для Российского императорского флота на судоверфи «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге в 1898—1901 годах. Сметная стоимость каждого из минных транспортов типа «Амур» составила 2 056 582 рублей.
15 марта 1898 г. Балтийский завод получил наряд на постройку первого, а 17 апреля — второго корабля. 7 мая состоялась торжественная закладка транспорта, получившего название “Амур” (в списки флота включен 6 июня). На торжественной церемонии присутствовал император Николай II, императрица Александра Федоровна, генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович.
Постройка несколько затянулась из-за обнаруженной при достройке отрицательной метацентрической высоты. На кораблях пришлось проводить модернизацию ,проблема была успешно решена.
Всего в первой серии было построено 2 корабля этого типа. В. А. Степанов впоследствии стал командиром одного из них,«Енисея» и погиб вместе с ним 29 января 1904 года в заливе Талиенван.
В 1906-1907 гг ,после гибели "Енисея" и "Амура" в Порт-Артуре , была построена 2-я серия кораблей,того же проекта и под теми же именами.
В 1907 году минные транспорты российского флота были окончательно переклассифицированы в минные заградители.
"Амур" Балтийский завод. Строительство начато 7 мая 1898 года. Спущен на воду 27 октября 1898 года. Введён в эксплуатацию 1 июня 1901 года. Поврежден японской артиллерией и взорван собственной командой 20 декабря 1904 г.
"Енисей" Балтийский завод . Строительство начато 3 ноября 1898 г. . Спущен на воду 8 мая 1899 г. . Введён в эксплуатацию 1901 г. Погиб на мине у порта Дальний 29 января 1904 г.
Водоизмещение 2498 /2590/2800 тонн. Длина 91,4 / 92,7 м. Ширина 14,9 м. Осадка 4,36 м (средняя) ,5,2 м . Двигатели-2 ВТР, 6 двойных водотрубных котлов Бельвиля, 2500 + 2387 и. л. с. Движитель-2 винта. Скорость хода 17,44 узла (средняя). Запас угля 582 т. Дальность плавания 3600 морских миль (10 узлов). Экипаж 13 офицеров, 29 унтер-офицеров, 262 матроса.
Вооружение-5 × 75-мм/50 Канэ , 7 × 47-мм/43 Гочкиса. Минно-торпедное вооружение 450 мин
Минные транспорты отличались достаточно толстой обшивкой корпуса-у ватерлинии 11,3 мм,это позволяло кораблю выходить на задание при тонком льде.Под силовой установкой было предусмотрено двойное дно.Использование дерева было минимальным-только сосновый брус на верхней палубе,в остальных местах-стальные листы и линолеум.
Двухвальная силовая установка из двух паровых машин тройного расширения и шести двойных водотрубных котлов системы Бельвиля имела суммарную мощность около 4700 л.с. Запасы угля на корабле составляли от 472 до 582 тонн.
Для обеспечения установки мин ручным способом экипаж увеличили на 70 человек- до 304 матросов, офицеров и унтер-офицеров. Для улучшения обитаемости корабль получил полуют и длинный полубак.На корабле была баня,а в каждой кочегарке-отдельный душ.
Для защиты от вражеских миноносцев транспорты имели 5 × 75-мм/50 пушек Канэ и 7 × 47-мм/43 скорострельных пушек Гочкиса .У 75 мм основными боеприпасами были бронебойные снаряды, предназначенные для повреждения бортов и силовых установок вражеских кораблей.
Главным оружием минных транспортов были мины. Для типа "Амур" конструкторы были вынуждены вернуться к ручному способу их установки. Механический,используемый на предшествующих транспортах типа "Буг" оказался проблемным. Основные выявленные недостатки механического способа установки- необходимость идеально прямого рельса,что допускала не всякая конструкция корабля, уязвимость при повреждении ведущей цепи и других проводов,опасность при любой нештатной ситуации получить затор из мин,с опасностью детонации.
Во время достроечных работ зимой и весной 1900 года выявилось нарушение технологии при установке машин ,из-за чего корабли получили отрицательную метацентрическую высоту.Лечили установкой булей у ватерлинии-в результате ширина увеличилась 14,96 м.
По внешнему виду корабли практически не отличались. Из различий известно ,что на “Амуре” были якоря Холла и окраска верхней части дымовых труб в черный цвет ,в то время как у "Енисея" якоря системы Мартина и белые или желтые трубы.
При спуске на воду эскадренного броненосца «Император Александр III» оба минных транспорта типа «Амур» произвели салют. 1 августа 1901 года состоялся высочайший смотр минного транспорта «Енисей»,после этого, 15 августа 1901 года, «Енисей» и «Амур» вышли из Кронштадта в направлении Дальнего Востока.Шли раздельно,ибо "Енисей" получил отдельное задание по доставке нашему посольству в Бангкоке нового секретного шифра.
Корабли шли с большим запасом мин и даже традиционные салюты были на это время запрещены.Поход показал эффективность доработки остойчивости- во время шторма 21 октября крен "Енисея" доходил до 60 градусов без негативных последствий.
22 марта 1902 г. минные транспорты прибыли в Порт-Артур где были зачислены в вооруженный резерв. По плану, после расходования мин транспорт предполагалось использовать для крейсерской службы, а в мирное время как стационер. 30 июня начальник эскадры Тихого океана вице-адмирал Н. И. Скрыдлов при знакомстве с кораблями выдал на "Амуры" положительную характеристику.
...ни машины, ни котлы не требовали никаких исправлений, что следует поставить в заслугу как строившему их Балтийскому заводу, так и личному составу .
В июне 1902 года «Енисей» и «Амур» провели учебные постановки мин и экспериментировали с различной окраской мин для их незаметности. До 18 января 1904 года минные транспорты находились в вооруженном резерве.
12 июня 1903 г. штабом эскадры был разработан план, по которому Талиенванский залив в случае войны перекрывался минным заграждением. Причем предполагалось использовать старые мины, не трогая магазинов, находившихся на борту “Енисея” и “Амура”.
Штатные мины кораблей планировалось использовать для активных постановок у берегов противника. Но не хватало 400 мин,которые надо было доставить из Владивостока. Естественно,этого сделано не было и пришлось выставлять имеющиеся на борту кораблей мины для оборонительного заграждения.Лишь в начале января в Одессе начали грузить 500 шаровых мин на пароход "Смоленск". Естественно,он никуда,в итоге,не ушел.
Утром 27 января ,после вероломного ночного нападения японских миноносцев на Порт-Артур,"Енисей" получил приказ выставить минное заграждение в Талиенванском заливе ,после чего провести из Дальнего нейтральные суда.На выходе "Енисей" сопровождал крейсер "Боярин",который потом вернулся в базу.В итоге минные постановки "Енисей" производил без прикрытия. За 27-29 января удалось поставить 402 мины. 29-го Степанов еще и успел вывести из Дальнего безопасным путем находившиеся там нейтральные суда.
Торопясь вернуться в порт при постоянной угрозе нападения японцев ,командир корабля капитан 2 ранга В. А. Степанов принял решение всплывшие мины расстреливать из бортовых орудий.Но при маневре зацепил собственную мину , с правого борта в районе погреба под мостиком произошел мощный взрыв. В погребе находилось как раз около 100 килограмм пироксилина в подрывных зарядах.
Минный транспорт затонул всего через 15 минут после взрыва, погрузившись носом в воду. Спастись удалось не всем,а командир наотрез отказался покинуть тонущий корабль. Последним бросился в воду часовой денежного сундука,его спас вернувшийся с берега вельбот.
Всего погибло 95 моряков: командир, 3 офицера и 91 человек команды. 31 января 1904 года в г. Дальнем были похоронены моряки, погибшие на минном транспорте "Енисей".
Вскоре на выставленных "Енисеем" минах подорвался срочно высланный на звуки взрывов без точной карты минных заграждений "Боярин".Крейсер был оставлен экипажем,штормом снесен на минные заграждения и в итоге затонул.
3 февраля постановку минного заграждения в бухте пришлось завершать "Амуру". В этот раз постановку прикрывали три миноносца,минный крейсер и канлодка. За постановку мин 28 февраля командующий эскадрой вице-адмирал С. О. Макаров выразил благодарность экипажу.
"Амур" успел получить попадание 305 мм снарядом еще в дневном бою 27 января . Он повредил трубу кочегарного вентилятора, правый дымовой кожух и застрял в нем. Матросам пришлось выковыривать неразорвавшийся снаряд.
Командир "Амура" капитан 2 ранга Ф. Н. Иванов после длительных наблюдений установил постоянный маршрут движения блокирующей японской эскадры и получил от и.о. командующего эскадрой адмирала Витгефта разрешение на минную постановку.
Правда Иванов "самовольно" расширил границу заграждения,поставив мины под самым носом японцев -в 11 милях от Золотой горы.Поставлено было 50 мин ,1(14) мая 1904 года. При возвращении в порт его встречал на флагманском броненосце сигнал: “Адмирал изъявляет свое особенное удовольствие”. Уже на следующий день три из 50 мин принесли успех русскому флоту,самый большой его успех в этой тяжелой войне- на дно один за другим ушли два из шести японских броненосца- IJN Hatsuse и IJN Yashima .
3 июня 1904 года минный транспорт «Амур» при выходе на задание задел мель и вышел из строя.Так как запас мин и так подходил к концу,ремонт корабля не был приоритетом. В итоге транспорт использовался как база траления ,а моряки занимались ремонтом и изготовлением тралов.
После захвата японцами горы Высокая и развертывания 280 мм осадных мортир,началось планомерное избиение кораблей порт-артурской эскадры.26 ноября( японцам удалось потопить «Баян», «Паллада», «Гиляк» ,находившийся в доке "Амур" также был уничтожен.20 декабря корпус "Амура" был взорван собственной командой перед сдачей крепости.
Японцы посчитали восстановление корабля нецелесообразным и разобрали его на металл.
История минных транспортов типа "Амур" тесно связана с развитием минного дела в России. Кораблями командовали такие энтузиасты и новаторы как капитан 2-го ранга Л. Ф. Добротворский , капитан 2-го ранга Ф. Н. Иванов 6-й , капитан 2-го ранга В. А. Степанов .
После русско-японской войны по чертежам «Амура» были построены одноименные корабли — т.н. 2-й серии. Воевали на Балтике,даже Великую Отечественную застали.
Участие минных транспортов в обороне Порт-Артура трудно переоценить,минные заграждения уничтожили треть японского линейного флота,лишили Того необходимого маневра,затруднили коммуникации. И это-с крайне ограниченными ресурсами( 2 минзага и небольшой запас мин).
“Амур” провел 7 минных постановок (439 мин), в результате которых противник потерял 2 броненосца, посыльное судно, истребитель и миноносец. “Енисей” провел 3 минных постановки (400 мин), погиб на своем же заграждении у порта Дальний 29.01.1904 г. (погибло 89 человек, ранено 35). На его минах впоследствии погиб корабль береговой обороны.
В ходе русско-японской войны всего было выставлено более 4 тысяч мин, что сильно стеснило деятельность японского флота. От подрыва на минах погибло до 13 японских кораблей, в том числе два броненосца.
Таким образом,на счету двух минных транспортов 6 потопленных японских кораблей,треть потерь императорского флота,а по водоизмещению- почти 100%.
Потрясающая эффективность нового оружия,в использовании которого русские,как ранее и с торпедами,были первопроходцами.
Если бы царское командование озаботилось наличием достаточно запаса мин на удаленной морской базе и не использовало бы минный транспорт без прикрытия в условиях господства японцев на море, капитаны Иванов и Степанов вдвоем могли бы обнулить Объединенный флот Того несколькими удачными постановками в нужных местах.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.