Неуместный человек / Den brysomme mannen (2006 год) Страна - Норвегия, Исландия
Режиссёр - Йенс Лиен
Сорокалетний Андреас при загадочных обстоятельствах попадает в странный город — абсолютная идиллия, опрятные улицы, благополучные жители. Его принимают на работу в офис большой компании — сотрудники благожелательны, условия работы безупречны. Андреас даже заводит себе жену и пытается наладить семейный быт.
Но Андреасу не по себе. Что-то не так. Люди вокруг лишены эмоций, существуют, как роботы, по какому-то заведенному порядку, но жизнью это назвать нельзя. Во время прогулки Андреас вдруг видит нанизанный на железные прутья ограды труп своего коллеги, выбросившегося из окна офиса. Что послужило причиной самоубийства?..
Анализ
Казалось бы, что можно показать нового в жанре антиутопии. Бесконечные романы о тоталитарных обществах, не привносят в жанр ничего нового, а только паразитируют на романах Замятина и Оруэлла. Тем более, что европейское общество уже давно избавилось от тоталитарных оков. Люди больше не рабы системы, они вправе самостоятельно вершить свои судьбы. На самом деле, всё не настолько однозначно и безоблачно. Система работает уже совершенно на другом уровне. Она не делает из человека раба, она делает так, чтобы человек по собственному убеждению стал рабом. Фальшивые ценности постиндустриального общества делают человека рабом собственных убеждений, собственных фальшивых идеалов. Именно этому посвящена картина норвежского режиссера Йенса Лиена "Неуместный человек". Картина, которая возвысила режиссёра в мировом кинематографе, после чего режиссёр заслужил звание самого яркого скандинавского режиссёра последних лет.
Мир, в который попадает главный герой, кажется идеальным. Улицы чистые, а люди постоянно улыбаются. В этом мире нет боли, нет страдания, все люди счастливы. У героя моментально появляется хорошая работа, женщина, в коллективе его все уважают. Казалось, что может пойти не так? Режиссёр мастерски изображает современное общество, показывая его в неком разрезе. Капиталистическое общество, где человек функционирует исключительно, как субъект рыночных отношений. Отношения между людьми, в таком обществе находятся на поверхностном уровне.Никому не важен твой богатый внутренний мир. Никто не хочет углубляться в личность другого человека. Важен только поверхностный пласт - работа, пол, возраст, достаток. Люди, зацикленные на потребление, сами становятся объектами потребления. Поэтому, даже любовные отношения превратились в показное мероприятие, где сексуальные отношения приравниваются к походу в туалет. Мир показного потребления превратился в скромную и застрахованную от всех рисков идиллию. Идиллия, где все улыбаются и все счастливы, где человек не может быть несчастлив. В этом мире нельзя находиться в плохом настроении, нужно постоянно надевать на себя некую маску, которая делает всех людей равными.
В таком мире нет вкуса. Весь мир превратился в сплошную безвкусицу. Всё стало ненастоящим, перестало иметь свойства. Данную картину можно сравнить с "Матрицей" братьев Вачовски. Структурно картины тождественны. В обеих картинах присутствуют агенты, место действия очень похожи - капиталистическая Америка и современная идеальная Скандинавия. Герой картины "Неуместный человек" также ищет выход из платоновской пещеры, из некой матрицы. Герой картины в прямом смысле ищет выхода из пещеры, без каких-либо метафор. Герой нарушает законы системы, требуя нечто большее, что выходит за рамки системы. Герой жаждет познания, жаждет выйти из бесконечной рутины. Единственное, что может сломать систему - это человеческий фактор. Системе было бы легче существовать без человека. Человек создаёт проблемы для системы. Поэтому, любые попытки сломать систему будут жестоко пресекаться.
Большой загадкой картины остаётся место, из которого в город приезжают люди. Предположу, что это не конкретное место, а прошлое человека. Не зря, герой сам не знает, откуда он приехал. Попытка узнать это заканчиваются неудачей, автобус будто испаряется в пространстве . В антиутопичном мире картины прошлое не имеет абсолютно никакого значения. У людей нет истории, нет судьбы. Они не рефлексируют над прошлым, живя настоящим, ставя себе конкретные цели на будущее. Всё детство человека - это лишь подготовка к будущей профессии, будущей карьере. У героев нет детства с его радостями, нет родных людей. Человек не задумывается о собственном бытие. Человек не маслит философски, не ставит перед собой вопросы о смысле жизни. Вся жизнь человека подчинена рациональному, математическому подходу.
Сам образ героя представляется очень противоречивым. С одной стороны, он пытается найти выход из беспросветной платоновской пещеры незнания, ставя себя в противовес существующей системе. С другой стороны, он сам является винтиком этой системы, его жизненные ориентиры ничем не отличаются от его сородичей.Это можно проследить в отношении героя к противоположному полу. Герой пытается выразить свою любовь Ингеборг. Ради неё он уходит от своей предыдущей дамы. Он думает, что он по-настоящему любит Ингеборг, что жить без неё не может. По сути, герой пытается выкупить права на Ингеборг, воспринимая её как объект. Герой хочет полностью завладеть девушкой, сделав её своей собственностью, отняв эту собственность у других.
Весь мир Йенса Лиена построен на чрезмерном потреблении, которое не позволяет людям быть настоящими. Яркий пример Анне - Брит, чья жизнь переполнена мыслями о дизайне квартиры. Её жизнь становится, лишь дополнением к модной мебели. Люди становятся заложниками материального, забывая духовное. В современном обществе потребления творчество заменяется самореализацией, любовь заменяется сексом, а субъект объектом. Слова по своей сути тождественны, но это только на первый взгляд.
Неуместный человек / Den brysomme mannen (2006 год) Страна - Норвегия, Исландия
Режиссёр - Йенс Лиен
Сорокалетний Андреас при загадочных обстоятельствах попадает в странный город — абсолютная идиллия, опрятные улицы, благополучные жители. Его принимают на работу в офис большой компании — сотрудники благожелательны, условия работы безупречны. Андреас даже заводит себе жену и пытается наладить семейный быт.
Но Андреасу не по себе. Что-то не так. Люди вокруг лишены эмоций, существуют, как роботы, по какому-то заведенному порядку, но жизнью это назвать нельзя. Во время прогулки Андреас вдруг видит нанизанный на железные прутья ограды труп своего коллеги, выбросившегося из окна офиса. Что послужило причиной самоубийства?..
Анализ
Казалось бы, что можно показать нового в жанре антиутопии. Бесконечные романы о тоталитарных обществах, не привносят в жанр ничего нового, а только паразитируют на романах Замятина и Оруэлла. Тем более, что европейское общество уже давно избавилось от тоталитарных оков. Люди больше не рабы системы, они вправе самостоятельно вершить свои судьбы. На самом деле, всё не настолько однозначно и безоблачно. Система работает уже совершенно на другом уровне. Она не делает из человека раба, она делает так, чтобы человек по собственному убеждению стал рабом. Фальшивые ценности постиндустриального общества делают человека рабом собственных убеждений, собственных фальшивых идеалов. Именно этому посвящена картина норвежского режиссера Йенса Лиена "Неуместный человек". Картина, которая возвысила режиссёра в мировом кинематографе, после чего режиссёр заслужил звание самого яркого скандинавского режиссёра последних лет.
Мир, в который попадает главный герой, кажется идеальным. Улицы чистые, а люди постоянно улыбаются. В этом мире нет боли, нет страдания, все люди счастливы. У героя моментально появляется хорошая работа, женщина, в коллективе его все уважают. Казалось, что может пойти не так? Режиссёр мастерски изображает современное общество, показывая его в неком разрезе. Капиталистическое общество, где человек функционирует исключительно, как субъект рыночных отношений. Отношения между людьми, в таком обществе находятся на поверхностном уровне.Никому не важен твой богатый внутренний мир. Никто не хочет углубляться в личность другого человека. Важен только поверхностный пласт - работа, пол, возраст, достаток. Люди, зацикленные на потребление, сами становятся объектами потребления. Поэтому, даже любовные отношения превратились в показное мероприятие, где сексуальные отношения приравниваются к походу в туалет. Мир показного потребления превратился в скромную и застрахованную от всех рисков идиллию. Идиллия, где все улыбаются и все счастливы, где человек не может быть несчастлив. В этом мире нельзя находиться в плохом настроении, нужно постоянно надевать на себя некую маску, которая делает всех людей равными.
В таком мире нет вкуса. Весь мир превратился в сплошную безвкусицу. Всё стало ненастоящим, перестало иметь свойства. Данную картину можно сравнить с "Матрицей" братьев Вачовски. Структурно картины тождественны. В обеих картинах присутствуют агенты, место действия очень похожи - капиталистическая Америка и современная идеальная Скандинавия. Герой картины "Неуместный человек" также ищет выход из платоновской пещеры, из некой матрицы. Герой картины в прямом смысле ищет выхода из пещеры, без каких-либо метафор. Герой нарушает законы системы, требуя нечто большее, что выходит за рамки системы. Герой жаждет познания, жаждет выйти из бесконечной рутины. Единственное, что может сломать систему - это человеческий фактор. Системе было бы легче существовать без человека. Человек создаёт проблемы для системы. Поэтому, любые попытки сломать систему будут жестоко пресекаться.
Большой загадкой картины остаётся место, из которого в город приезжают люди. Предположу, что это не конкретное место, а прошлое человека. Не зря, герой сам не знает, откуда он приехал. Попытка узнать это заканчиваются неудачей, автобус будто испаряется в пространстве . В антиутопичном мире картины прошлое не имеет абсолютно никакого значения. У людей нет истории, нет судьбы. Они не рефлексируют над прошлым, живя настоящим, ставя себе конкретные цели на будущее. Всё детство человека - это лишь подготовка к будущей профессии, будущей карьере. У героев нет детства с его радостями, нет родных людей. Человек не задумывается о собственном бытие. Человек не маслит философски, не ставит перед собой вопросы о смысле жизни. Вся жизнь человека подчинена рациональному, математическому подходу.
Сам образ героя представляется очень противоречивым. С одной стороны, он пытается найти выход из беспросветной платоновской пещеры незнания, ставя себя в противовес существующей системе. С другой стороны, он сам является винтиком этой системы, его жизненные ориентиры ничем не отличаются от его сородичей.Это можно проследить в отношении героя к противоположному полу. Герой пытается выразить свою любовь Ингеборг. Ради неё он уходит от своей предыдущей дамы. Он думает, что он по-настоящему любит Ингеборг, что жить без неё не может. По сути, герой пытается выкупить права на Ингеборг, воспринимая её как объект. Герой хочет полностью завладеть девушкой, сделав её своей собственностью, отняв эту собственность у других.
Весь мир Йенса Лиена построен на чрезмерном потреблении, которое не позволяет людям быть настоящими. Яркий пример Анне - Брит, чья жизнь переполнена мыслями о дизайне квартиры. Её жизнь становится, лишь дополнением к модной мебели. Люди становятся заложниками материального, забывая духовное. В современном обществе потребления творчество заменяется самореализацией, любовь заменяется сексом, а субъект объектом. Слова по своей сути тождественны, но это только на первый взгляд.