На днях прочитал статью о том, что после сплава было брошено много брёвен и данные потери никто не учитывал. Данное мнение делают на фоне таких встречающих явлений.
Однако все намного сложней. Мнение о том, что во времена Сталина и позже не было учёта заготовляемой древесины и борьбы с потерями ошибочно и распространяется людьми даже не представляющими о процессе сплава и не державшими в руках документы тех годов.
На самом деле в те времена всё учитывалось очень строго и строго спрашивалось за потери. Стране нужен был лес. Для страны и на экспорт. Учитывались даже дрова. Не забываем, что Санкт-Петербург и Мурманская область потребляли большие объемы дров. Плюс к этому Октябрьская железная дорога, осуществляющая перевозки паравозами. При лесоразработках, до производства работ составлялись документы, где был рассчитан весь процесс и потери древесины.
Ознакомимся с самим процессом.
Изначально лес рубили тот, что поближе к воде. Лес расположенный далеко от воды доставляли зимой складывая вдоль берегов речек или прямо на льду озер. Но просто доставить лес к воде, это только малая часть проблемы. Дело в том, что водный путь чередуется речками и озёрами. По речкам производят молевой сплав, а по озёрам и разливам кошелевой.
И так чередуется много раз. Собрать кошель, разобрать кошель. Для увеличения пропускной способности спрямляли русла речек, создавали направляющие насыпи и дамбы. Дополнительно делали запруды не только по сплавным магистралям, но и неподалеку прилегающих озёрах, стоки которых впадали в сплавную магистраль. Одно из таких озёр и запруду на нём можно наблюдать в Республике Карелия, в Беломорском районе недалеко от развилки Машезеро - Лехта - Летнереченский.
На всех мелких озёрах и речках в момент прекращения сплава и понижения уровня воды производили поднятие древесины. В глубоких и больших озёрах поднять древесину технически не могли. И это не зависимо от хотелок руководства заготовителей.
Со временем древесина иногда сплывает и её заносит на русла маленьких речушек образуя такие завалы. В основном такая череда завалов образуется сразу же после крупных озёр имеющих маленькие речки, поток которых не в состоянии весной сместить бревно вставшее поперек русла. Такое явление также можно наблюдать в Беломорском районе после череды крупных озёр Куприяновок. Такие завалы имеют расстояние метров 300 чередуясь с плесами. Далее русло ручья чистое.
Если представить объем такой древесины в современных лесовозах, то с череды такого завала наберётся от силы 5-6 лесовозов, что с заготовленной древесиной имеет на столько мизерное значение, что становится смешно.
Немного по другому ситуация обстоит на больших водоёмах, где во время больших ветров разбивало сплотки и заграждения. Древесину разносило по части бассейна водоема. В этих случаях организовывали все имеющие силы на сбор аварийной древесины, ибо данная древесина несла урон народному хозяйству как сама по себе потеря, так и в качестве постороннего предмета, несущего опасность гидротехническим сооружениям и судам. Но даже в этом случае, процент от заготовленной древесины очень мизерный.
Тем кто не верит мне на слово, может посетить Национальный Архив Республики Карелия и взять документы ББК 1932-1938 годов и ознакомится с процессом сплава. Это очень сложный процесс и на тот момент единственно возможный для нашей страны.