Таких неспешных повествований я не встречала со времен советского детства. Даже в Зеркале Тарковского больше экшена, чем в этих современных фильмах.
То дождь, то солнце - медитативная полуторачасовая драма южнокорейского режиссера Ли Юн-ги, которая погружает нас в грусть и меланхолию не только темой расставания влюбленных, но и самой атмосферой. Льет проливной дождь, пути из дома отрезаны, а в доме собирает свои вещи юная жена, оставляющая такого же молодого мужа после пяти лет счастливого брака. Они почти не разговаривают, совершенно точно - не выясняют отношения в ссоре, но все же нам становится ясно, как сильно любит муж, как трудно ему дается расставание, если даже старые вещи выбросить он не решается. Повествование то застывает на месте, то набирает скорость, и вот уже нам кажется, что-то должно произойти - ссора, взрыв, секс! - но опять эмоции плавно перетекают вместе с дождевой водой и стекают по стеклу в сад.
Мне кажется, что именно так и стоит говорить о любви - той, что была, и той, что не уходит просто так, не может внезапно закончится и истощиться. Что бы ни происходило с этими двумя людьми, они не чужие друг другу. Так и хочется сравнить этот фильм с недавним американским - Брачная история, который тоже поначалу начинается без драмы, но завершается-таки выяснением отношений и полным разрывом. Здесь она писательница, он архитектор, в Брачной истории он драматург, она актриса - вроде бы союз творческих людей. Но в корейском фильме причина разрыва - не конфликт интересов, не противостояние свободы творчества и любви. Здесь измена жены, ее новые отношения заслоняют от нее очевидное: она привязана к мужу так же сильно, как и он к ней. И ей тоже не хочется покидать свой уютный дом.
Если вы любите тихую меланхолию, обязательно посмотрите. Послевкусие очень приятное.
Второй фильм - Пылающий (2018), снятый Ли Чхан-Доном по рассказу Харуки Мураками "Сжечь сарай" - длится два с половиной часа, но под конец все же мы дождемся весьма энергичной развязки. Вся та темная нерастраченная страсть и энергия, что копилась в герое на наших глазах, выльется в мощный неожиданный выброс.
Что меня приятно поражает в новых корейских фильмах, так это молодость актеров и острота тем. Они не играют молодость, они и правда совершенно юные - и проблемы свои они решают странным и непредсказуемым путем. У них просто нет опыта в этих делах. А есть только первая любовь, яркие чувства и страшные подозрения.
А еще нам покажут бесприютность и тупиковость жизни юных корейцев, которые готовы на любую работу, даже окончив университет и имея творческую специальность, которые живут в долг в маленьких клетушках многоэтажек или на заброшенных старых фермах, а в это время золотая молодежь разъезжает на порше и развлекается тем, что сжигает чужие теплицы.
Удивительно, но этот фильм страшно напоминает мне недавнего "Джокера" и нашего старого "Брата". Когда гнев сдерживается достаточно долго, он обращается в ярость.
Финал фильма оправдает самые смелые ваши ожидания.