Найти тему
Катехизис и Катарсис

Как прийти к социализму?

Вот уже несколько десятилетий ломаются копья вокруг вопроса о социализме. Кто-то считает, что это несбыточная мечта, другие говорят о необходимости прихода к нему путём реформ, третьи обвиняют их в ревизионизме и готовят революцию. А основная масса людей, разделяющих левые взгляды, в этих спорах не может найти для себя ответ на простой вопрос: Что делать?

Сегодня значительная часть деятельности социалистов в России направлена исключительно на сохранение социальных завоеваний и "исторического наследия" октября. Россия, в этом плане, уникальная страна. В ней самые прогрессивные слои населения вынуждены выступать с позиции реакции и призывают к возвращению к социальной системе прошлого. Из этого и исходит неразрывная связь левых с историческим наследием, так трепетно опекаемым ими. Проблема в том, что мы не можем просто сказать: "Это была ошибка, сносите памятники Ленину и давай по-новой", потому что это вызывает вполне логичный вопрос: "А что если всё будет также?". Поэтому во-многом защита собственной истории от лжи и фальсификаций является логичным направлением деятельности российских социалистов. Так уж вышло, что рейтинг Ленина и Сталина прямо влияет на влияние всех социалистических партий в обществе. Это несколько усложняет задачу, учитывая энтузиазм по очернению советского периода истории, начавшийся в эпоху перестройки, но без этого мы не можем двигаться дальше. Те политические силы, которые пошли по пути наименьшего сопротивления и заявили, что Советский Союз - ошибка, которую нельзя повторять, не могут добиться чего-либо, кроме сбора пожертвований на корм собственным домашним животным.

С историей разобрались, что дальше? Дальше можете обвинять меня в ревизионизме и продажности, второго октября не будет. Почему? Потому что капитализм оказался невероятно приспосабливаевым. Он интегрирует в себя элементы социализма чтобы не погибнуть. И я сейчас говорю не о социальных благах и гарантиях, что как бы очевидно и не нуждается в объяснении. Капитализм интегрировал в себя такой чуждый своей сущности элемент как общественная собственность.

В начале 20 века класс буржуазия был сильно отделён от пролетариата. Практически у каждого предприятия был хозяин, который мог распоряжаться собственностью всего предприятия так, как ему заблагорассудится. Захотел уволить половину рабочих? Нет проблем, ты полноценный собственник. Теперь нужно продать половину станков? Да ради бога, ты хозяин, делай что хочешь. Но уже к концу века ситуация значительно изменилась.

Вот типичный пример - крупнейший в мире промышленный концерн "Дженерал Моторс" (на 1984 год). В 1984 году на его предприятиях было занято 750 тысяч рабочих и служащих. Число же лиц, владевших его акциями, достигло 957 тысяч, то есть приближалось к миллиону. Средняя заработная плата составляла 2.5 тыс. долларов, а средний доход одного акционера - 132 доллара. Ясно, что большинство акционеров- мелкие, им владение акциями даёт не главный, а дополнительный доход. Есть и небольшое число очень крупных акционеров, в том числе мультимиллионеров. Но ни один из них не имеет даже 1% акций, не говоря уже о контрольном пакете. Повседневными делами концерна руководят председатель совета директоров, президент, несколько десятков вице-президентов. Ни один из них не является ведущим акционером. Но каждый из них получает заработную плату, которая вместе с премиями измеряется сотнями тысяч долларов в год.

Форма собственности - формально общественная, коллективная. Фактически же целиком приспособлена к нуждам частного присвоения. Акционеров так много, что собрать их на общее собрание невозможно. Большинство из них голосовало по почте. Всеми делами правления распоряжаются мультимиллионеры, представленные в совете директоров, и высшие менеджеры. Формально они пролетарии, но жалованье их сопоставимо с доходами богатейших капиталистов. Частная собственность на средства производства сведена к минимуму, а частное распоряжение собственность остаётся неприкосновенным. Капитализм сумел интегрировать в себя общенародную собственность.

Но так не везде, хозяева всё ещё есть, у значительной части предприятий в РФ есть имя, фамилия и отчество - скажет внимательный читатель. И будет, безусловно, прав. РФ в 1991 году упала в дикий капитализм, который другие страны проходили в конце 19 начале 20 века. Процесс первоначального накопления капитала рождает хозяев. При этом первоначальное накопление капитала - это одна из самых отрицательных селекций, в которой побеждают самые аморальные и склонные к насилию элементы. Поэтому режим в России многими характеризуется как фашистский, поэтому олигархи в России имеют невероятную власть над страной. Эти люди добывали своё имущество и право на власть в кровавых банях 90-х, глупо надеяться, что у них можно что-то выбить, не возвращаясь в круговорот насилия. Но, к счастью для нас, поколение собственников сменяется достаточно стремительно. И если "люди", ставшие собственниками в 90-е готовы расстрелять вас из танков ради сохранения всей полноты собственной власти, то их наследники уже не могут похвастаться той же силой воли.

Им и придётся демонстрировать весь арсенал методов борьбы: объединение в профсоюзы, забастовки, отстаивание своих прав в рамках существующего трудового права (а оно, надо сказать, довольно прогрессивное, необходимо добиться лишь его исполнения). При этом забастовки могут нести за собой не только экономические, но и политические требования. Почему-то забастовка за достойную оплату труда воспринимается гораздо лучше, нежели забастовка за допуск до выборов кандидата или партии. Буржуазная демократия умеет строить электоральные барьеры, которые непреодолимы для представителей рабочего класса. И лишь кооперация рабочих позволяет их разрушать. Участие в инструментах буржуазной демократии - это игра с шулером в карты, лишь удар канделябром может сделать игру хотя бы похожей на честную. Кроме того, путём рабочей борьбы нужно добиваться разделения собственности на как можно более широкий круг лиц. Чем менее консолидирован капиталист и чем более консолидирован рабочий, тем ближе социализм.

Но где найти такую партию? Как организовать профсоюз? Об этом написано уже довольно много, признаюсь, мне сложно представить, что вам делать завтра, кроме того как быть готовым к объединению. Учитывая обстоятельства, экономический кризис не за горами и если рабочие не станут объединяться, чтобы минимизировать его последствия для себя и заставить капитал самому оплачивать издержки своего кризиса, то это может привести лишь к плачевному социальному регрессу.

Порой очень страшно совершить решающий шаг, начинающий борьбу. Семья, дети, необходимость их кормить - всё это способно остановить любого человека. Полная круговая порука, консолидация и отказ от выдачи активистов - методы, позволяющие смягчить данный фактор. Кроме того, политическая защита, добытая электоральным путём также может помочь. В конце концов, почему европейские рабочие могут проводить по несколько крупнейших забастовок в год, а российские - нет? Неужели вы думаете, что по ту сторону границы люди не боятся материальных потерь? Нет, они просто научились выживать и приспосабливаться в условиях капитализма, меняя его под свои нужды. 80 лет социализма создали ложную иллюзию отсутствия необходимости в борьбе за свои права. Долгие десятилетия наши рабочие пировали на завоеваниях октября и мая, а теперь, когда эти завоевания потеряны, пришло время для борьбы, к которой мы оказались совсем не готовы.

Не так важно, какую рабочую партию вы выберете электоральным путём. У вас должен быть к ней лишь один критерий: помогает ли она в борьбе рабочих за их права или нет. Таким образом формирование новой социалистической партии ускоряется.

Процесс подготовки растянется на долгие годы, ещё очень долго мы не сможем говорить, что Российская Федерация - воистину наша страна. Но не стоит отчаиваться, ведь в череде споров вокруг сломанных копий вдруг разразится возглас - "Есть такая партия!"

Автор - Александр Штефанов.