Южнокорейские «Паразиты» стали сенсацией в мире кино прошлого года. Они признаны лучшим фильмом по двум значимым версиям. Так, корейцы забрали «Оскара». А это, напомним, американская награда. И янки лучшими картинами признают только те, что сняты на английском языке. Как правило, снятые в Штатах. Так что «Паразиты» создали прецедент. Победили они и по более авторитетной версии, получив Золотую пальмовую ветвь в Каннах.
Корейская драма едва ли сможет потягаться кассовыми сборами с голливудской продукцией. Хорошее кино смотрят мало. Публика предпочитает дорогое и яркое. А «Паразиты» действительно отличный фильм.
Есть богатая семья, есть бедная. И вторые всеми правдами и неправдами (в основном неправдами) проникают в дом первых. Сначала юноша устраивается репетитором по поддельному диплому. Он рекомендует в качестве учительницы рисования свою сестру, скрывая родственные связи. Далее молодежь пристраивает сюда же своих родителей, добиваясь увольнения прежних водителя и экономки.
Даже нищие не любят тараканов, шныряющих в их лачугах. Бедняки в фильме становятся такими же насекомыми, паразитируя на более успешных согражданах. Все герои в общем-то неплохие люди. Кто-то умнее, кто-то глупее. И все хотят жить хорошо. Но это борьба за существование, а ресурсы ограничены. Знатоки корейского кино знают, что милая картинка в любой момент может смениться кровавой разборкой. Возможно, с примесью черного юмора.
Кстати, у жюри Каннского кинофестиваля (хотя каждый раз это разные люди) можно увидеть определенные предпочтения. Ведь годом ранее успеха во Франции добился другой фильм из Азии о недобросовестных бедняках – это были японские «Магазинные воришки». Тоже очень сильное произведение. Но все же «Паразиты» мощнее по своему воздействию на зрителя. Большинство россиян их, конечно, еще не видели. Поэтому любителям настоящего кино настоятельно рекомендую. Это и грустный, и смешной фильм.
Из более ранних работ режиссера Пона Чжун Хо я видел только «Мать» 2009 года. Ничего общего с романом Горького, но достаточно заметная картина, которую помнишь и спустя несколько лет. А это уже показатель. Если бы корейские имена у нас хоть как-то откладывались в памяти, я бы призвал взять этого режиссера на заметку. Вместо этого ограничусь констатацией того, что в Южной Корее в принципе достаточно своеобразная кинематографическая традиция, которая вне сомнений привлечет немало зрителей из России.