Найти в Дзене

Монах и хозяйка борделя

Отпусти меня, чудо-трава... То есть лирическое настроение. Сейчас я тебе опять небольшую историю расскажу. Со стихами, монахами и слонами.

Картина начала 18 века, автор — Миягава Чёсюн. Тут дама в костюме проститутки того периода
Картина начала 18 века, автор — Миягава Чёсюн. Тут дама в костюме проститутки того периода

Давным-давно, аж в 12 веке, в Хэйан-кйо жил-был один юноша. Из "Северных Фудзивар", но довольно обедневших. Звали юношу Сато Норикиё.

Пареньку повезло. Кровь не водица. И даже обнищавшему потомку клана Фудзивар нашли место при дворе. Норикиё стал телохранителем императора.

Но к двадцати двум годам столичная жизнь юноше наскучила. И решил он в монахи податься. И то правда. Времена тогда смутные были, а монаха никто не тронет. Монах — сам по себе монах, свой собственный.

Имя паренёк поменял и стал зваться Энъи. Ну и как подобает всем образованным и благородным, новоиспеченный монах начал писать поэмы о своём путешествии по стране. А публиковал их Энъи под псевдонимом "Идущий на запад" — Сайгё.

Сейчас даже я, отринувший чувства земные, изведал печаль. Бекас взлетел над болотом... Тёмный осенний вечер.
Сейчас даже я, отринувший чувства земные, изведал печаль. Бекас взлетел над болотом... Тёмный осенний вечер.

Шоркался монах по Японии, шоркался. Обошел практически всю центральную часть и даже на северо-востоке побывал.

В горах Ёсино
Вместе с цветами вишен
Через вершину летит
Буря, как белое облако...
Издали не различить
В горах Ёсино Вместе с цветами вишен Через вершину летит Буря, как белое облако... Издали не различить

И вот однажды уже изрядно постаревший Энъи брёл в храм Тэнно-дзи.

Смеркалось. Накрапывал дождик. Деревенская улица размокла и под ногами хлюпала грязь. Нужно искать ночлег, но тревожить уставших крестьян монах посовестился.

И вдруг из-за поворота показался дом, где вовсю играла музыка. Кто-то громко говорил, кто-то смеялся, кто-то пел. Весело, в общем. Ну Энъи и решил переночевать в этом доме.

Деревня вполне могла выглядеть как-то так
Деревня вполне могла выглядеть как-то так

Подошёл монах поближе. Глядит, а то и не дом вовсе, а самый натуральный бордель, с блэкджеком и шлюхами. Но деваться некуда, мёрзнуть под дождем да ещё и посередь ночи Энъи не хотелось.

Монах постучал в ворота и попросил ночлега. Хозяйка борделя, Эгучи-но кими, призадумалась. С одной стороны жалко старого монаха в такую погоду на улице оставлять. А с другой стороны тут вон чисто, тепло, клиенты приличные, девочки. Всем весело и хорошо. Зачем на этом празднике жизни нищий и грязный монах, который явно хочет на халяву отдохнуть? Правильно, не за чем.

Встреча монаха и госпожи Эгучи
Встреча монаха и госпожи Эгучи

Вот госпожа Эгучи и послала монаха идти дальше своим путём. Но Энъи терять было уже нечего, и он ответил таким стихотворением:

Раз я оставил бренный мир,

Не может ли и мир

Оставить комнату для меня?

Но дама попалась образованная и остроумная. Эгучи-но кими ответила на стихотворение монаха так:

Оставивший этот бренный мир

Не должен оставаться

И в моих покоях.

Они же на тсубе катаны. Тут мадам одета, как высокоранговая проститутка времён Эдо
Они же на тсубе катаны. Тут мадам одета, как высокоранговая проститутка времён Эдо

Не знаю, сколько времени эти двое вели переписку, но хозяйка борделя в итоге сдалась и пустила Энъи заночевать. А тот в благодарность потом всем и каждому рассказывал, какой хороший человек — хозяйка борделя в Эгучи. Рекламу заведению сделал, в общем.

А потом, после смерти Эгучи-но кими, бордель снесли и на его месте построили храм. Там же находится и могила этой женщины.

А в середине 14 века драматург театра Но и по совместительству актер Канъами написал пьесу по истории монаха и госпожи Эгучи. И в этой пьесе хозяйка борделя предстаёт как бодхисаттва Фугэн — олицетворение Полного Сострадания. А так как в буддистской традиции этого товарища изображали верхом на белом слоне, то получилось то, что получилось
А в середине 14 века драматург театра Но и по совместительству актер Канъами написал пьесу по истории монаха и госпожи Эгучи. И в этой пьесе хозяйка борделя предстаёт как бодхисаттва Фугэн — олицетворение Полного Сострадания. А так как в буддистской традиции этого товарища изображали верхом на белом слоне, то получилось то, что получилось

А в соседнем храме, Нозаки-Канон, стоит изваяние Эгучи-но кими. Ей молятся об излечении от бесплодия, удачном зачатии и благополучных родах.

А это вот скульптура из храма Каннон
А это вот скульптура из храма Каннон

Вот так хозяйка борделя стала святой. Неплохой такой поворот.