В РБК на днях вышло актуальное исследование моих бывших коллег из Ward Howell о том, как российские компании действуют в текущей ситуации на рынке и как кризис повлияет на их деятельность в будущем. В опросе приняли участие представители 31 компании из разных сфер (финансовый сектор, нефтегазовый бизнес, ритейл, перевозки, сфера услуг и развлечений) и размеров (крупный, средний и региональный бизнес).
Делюсь главными выводами:
1. Почти в каждой компании сформированы специальные штабы/отделы, которые следят за новостями и обстоятельствами для быстрого реагирования на изменения.
2. Большинство компаний по возможности перевело сотрудников на удалённую работу, но это в основном касается офисный персонал. На производственных площадках, а также в рознице и сфере услуг пока все работают на местах. При этом всем компании ввели мониторинг состояния здоровья, закупают средства дезинфекции и гигиены (вот у кого бизнес растет, а значит, и нужны люди ;)).
3. Большинство опрошенных компаний оперативно отреагировали на ситуацию и в течение нескольких дней перешли на работу в антикризисном режиме. Но при этом отмечается высокая нагрузка на IT-специалистов и тяжелую интеграцию цифровых технологий и IT-систем в работу компаний. Те бизнесы, кто раньше не проводили такие тесты, столкнулись с трудностями быстрого и массового перевода сотрудников на удаленку. Основные проблемы вызваны рисками информационной безопасности и отсутствием ноутбуков и/или интернета дома у сотрудников.
4. Многие считают, что последствия будут сильнее, чем в 2008 и 2014 годах. Если нефтегазовый, промышленный сектор только ожидают остановку производства, и большой спад спроса в будущем из-за высокого курса, а сфера услуг опасаются карантина и закрытия всех общественных мест, то для сектора пищевой промышленности и услуг кризис уже наступил. Согласно ответам респондентов, падение выручки составило от 50 до 70%. Финансовый сектор замер в ожидании решений государства о поддержке бизнеса за счет банков.
5. Все участники рынка начинают задумываться о посткризисном развитии бизнеса и о том, какие возможности предоставит им совершенствование цифровых систем, массовый переход сотрудников на удаленную работу и рост онлайн-сегмента.
Как вы на себе ощущаете (и ощущаете ли) текущую ситуацию? Возможно, вас вообще никак не коснулся экономический спад и паника? Или у вас появился долгожданный баланс жизни и работы на удаленке?