Найти в Дзене
Психологиня

Почему 40 лет лучше, чем 18. Разговор о взрослой женской жизни

«К этому возрасту понимаешь, что „нормальных“ нет!» — Что изменилось, когда вам исполнилось 40 лет? — Внутренние изменения у меня начались лет с 38. А в 40 стало окончательно понятно, что я одна из тех самых взрослых женщин, которых все время искала. Думала: «Вот вырасту, стану взрослой». А потом оказалось — хоп! — я и есть взрослая тетка, которая должна все знать, а по факту — те же сомнения, ошибки и нет готовых ответов. Раньше я смотрела на 40-летних женщин и думала: «Вот эта точно в себе уверена, она 100% все знает». А сейчас оказывается, что возраст ничего не гарантирует. Взрослые женщины могут быть такими же уязвимыми, могут ошибаться, не знать, как правильно. — А в мифе о всемогущей «взрослой тетке» какие еще были сверхспособности? — «Взрослая тетка» — абсолютно уверенная, знает, на что имеет право, какое у нее положение, может со всеми разговаривать на равных, осознанная, устойчивая и все понимает — вот такие у меня были фантазии. — И все это произошло с вами в 40-й день рожд

«К этому возрасту понимаешь, что „нормальных“ нет!»

— Что изменилось, когда вам исполнилось 40 лет?

— Внутренние изменения у меня начались лет с 38. А в 40 стало окончательно понятно, что я одна из тех самых взрослых женщин, которых все время искала. Думала: «Вот вырасту, стану взрослой». А потом оказалось — хоп! — я и есть взрослая тетка, которая должна все знать, а по факту — те же сомнения, ошибки и нет готовых ответов. Раньше я смотрела на 40-летних женщин и думала: «Вот эта точно в себе уверена, она 100% все знает». А сейчас оказывается, что возраст ничего не гарантирует. Взрослые женщины могут быть такими же уязвимыми, могут ошибаться, не знать, как правильно.

— А в мифе о всемогущей «взрослой тетке» какие еще были сверхспособности?

— «Взрослая тетка» — абсолютно уверенная, знает, на что имеет право, какое у нее положение, может со всеми разговаривать на равных, осознанная, устойчивая и все понимает — вот такие у меня были фантазии.

— И все это произошло с вами в 40-й день рождения, прямо во время праздничного застолья?

— Застолья, вообще-то, не было. У нас в России есть такая примета: 40 лет нельзя отмечать, иначе случится что-то плохое. И люди пытаются этот юбилей обойти («Я вас как бы угощаю, но вы меня не поздравляйте», «Подарок я тебе дарю на 40 лет, но мы не отмечаем».)

В 40-й день рождения у меня было много благодарности. Из тревоги о возрасте я все больше перехожу в согласие с моими годами. Да, безусловно, в жизни остается меньше лет. Но эти годы качественно другие: я все больше разрешаю себе, понимаю про себя, раскрепощаюсь, что ли. Появился интерес к людям. Ощущаю в себе мудрость и глубину — и за это я благодарна возрасту. Могу опираться на свой опыт. Это вообще возрастная задача — осмыслить, что же у тебя за жизнь получилось, что не получилось, за что можешь держаться.

Контакт с людьми становится лучше, потому что смотришь и думаешь: «Е-мое, да у нее такой же пи***ц был!» И больше допускаешь, что у людей свои трудные жизни, они с ними как-то справлялись и справляются. Иногда думаешь: да вообще хорошо, что выжили! Я начинаю спокойнее обходиться с чужими реакциями, ограничениями. С возрастом собственный опыт дает богатство представлений о непохожести людей. Какие мы все разные!

И люди так реагируют на меня не потому, что они «больные», а потому что у них были свои обстоятельства. Сначала думаю: «Надо же, как человека колбасит!» А когда соприкасаюсь с жизненной историей, поражаюсь: «Несмотря на дикое детство и условия, иметь такую силу витальности и красоты!»

Допущение того, что все люди справились хорошо (потому что даже если справились плохо, это был наилучший вариант), заметно облегчает жизнь. Возникает уважение к окружающим и к себе.

Непринятие возраста, когда хочется облегчить личную историю, вычистить травмы, подкрасить рисунок, дает ощущение себя как не справившегося, плохого. А признание опыта, наоборот, дает уважение: «Мне было трудно, но я, блин, выжила! Какая я стала!» Это позволяет убрать напряжение по поводу «идеальных нормальных женщин». К этому возрасту понимаешь, что нормальных нет! (Смеется.) То есть тех «нормальных», на которых мы равнялись, нет, потому что у всех свой пи***ц, и это нормально. Мы «больны», и это нормально. У каждого есть личная история, как он обошелся со своим персональным горем.