Традиционно дороги в России покрываются асфальтобетоном, в то время как в других странах основным материалом для дорожного покрытия служит бетон.
Протяженность автомобильных дорог в нашей стране около 1400 млн. км, из них бетонных — только 2%. Доля таких дорог в разных странах мира — от 13 до 60 %.
В частном домовладении и на промышленных предприятиях при устройстве дорожек, площадок и подъездных дорог предпочтение отдается бетону в связи достаточно низкой стоимостью и простотой приготовления смесей на месте.
Чем асфальтобетон отличается от бетона
Основное отличие асфальтобетона от дорожного бетона — связующее вещество.
В асфальтобетоне это битум, в бетоне — цемент.
Прочностные характеристики, стойкость к температурным перепадам и влаге у этих материалов различны.
Недостатки битума
Битум не имеет прочности: размягчается при повышенной температуре и проседает на слабом грунте. Для приготовления смеси на основе битума требуется специальное оборудование с котлом для разогрева битума и различных присадок; перемешивание с песком и щебнем также сложнее.
Таких проблем нет у бетонов на дорожном покрытии.
Состав дорожного полотна:
- Щебеночная подушка (служит для свободного прохождения воды из грунта и равномерного распределения нагрузок от дорожной одежды и транспорта).
- Подбетонка (выравнивающий слой из низкомарочного бетона, обычно B12,5).
- Дорожная одежда (слой бетона, толщина которого определяется проектом и зависит от класса дороги). Иногда экономически выгодно верхний слой дорожного полотна выполнить из готовых дорожных плит заводского изготовления, при этом сроки строительства сокращаются в несколько раз.
Важно!
К недостаткам бетонного покрытия следует отнести жесткость, поэтому необходимо устройство большого количества деформационных швов, иначе бетон будет трескаться под воздействием деформаций, вызванных перепадами температур и нагрузками от большегрузного транспорта.
Важнейшим фактором надежности и долговечности бетонного покрытия является требование по соблюдению технологии приготовления и укладки бетона.
Прочный бетон возможно получить только из качественного сырья, включая химические добавки: суперпластификаторы CemPlast и CemBase.
Для предотвращения образования трещин в бетоне дорожных покрытий применяется базальтовая или полипропиленовая фибра производства CEMMIX.