Найти тему
Армия и Флот

Рота одного призыва или дедовщина?

ГСВГ, 62МСП, стрельбы...
ГСВГ, 62МСП, стрельбы...

Для ответа на этот глубокомысленный армейский вопрос привожу в пример короткий отрывок из свой третьей книжки под интригующим названием – «Кто сильней – боксёр или самбист» про начальника войскового стрельбища Помсен, гвардии прапорщика Кантемирова.

Первые две книжки продаются здесь: https://www.chitai-gorod.ru/books/publishers/kamrad/

«… Командир 9 МСР гв. 67МСП всегда был особо приближённым офицером к войсковому стрельбищу Помсен как непосредственный военноначальник двух БМП, стоящих на качалках директрисы.

Механики-водители боевых машин подчинялись одновременно ротному и начальнику стрельбища, как и многие операторы полигона, стоящие на различных должностях этой роты. Поэтому, личный состав стрельбища исторически уважал умного, волевого и весёлого офицера.

Михаил Чубарев оказался самым молодым ротным в полку, два года его мотострелки считались лучшими в части вместе с разведротой, пока не сравнялись периоды службы. В 67МСП остались только три боевых подразделения с разным периодом службы: разведрота, рота связи и полигонная команда войскового стрельбища Помсен.

Вековые традиции армейской жизни оказались нарушены напрочь, и теперь командиру когда-то отличной роты пришлось начинать всё заново. 9МСР вместе с разведкой полка дневала и ночевала на полигоне, бойцы обоих подразделений были хорошо знакомы с личным составом полигонной командой, а офицеры и прапорщики волей или неволей старалась не конфликтовать с начальником стрельбища.

Ещё три года назад молодой лейтенант Чубарев в один прекрасный день боевых стрельб познакомился с молодым прапорщиком Кантемировым, парни принюхались друг к другу, подружились и по возможности старались вместе переносить всякие там тяготы и лишения службы в пехоте.

Прапорщик Кантемиров считал, что дедовщина в армии – это явление достаточно сложное, чтобы отзываться о ней однозначно. Дедовщина была и будет, пока будет существовать армия по призыву. Она где-то, даже необходима…

Допустим, в становлении и воспитании молодых солдат с помощью старослужащих. Совсем другое дело, какие формы она принимает. Как, например, река... Она может питать всё живое вокруг, а может превратиться в природную стихию, несущую смерть и разрушения на своём пути.

Но, тем не менее, реки существуют и никуда от них нам не деться. Бесполезно пытаться перекрыть реку, она все равно прорвётся, найдет свою дорогу. Но этот поток воды можно укротить, заставить работать на себя и даже вырабатывать полезную энергию. Главное, чтоб этот поток был под постоянным контролем…

В этот день, с утра пораньше ничего не подозревающий о грядущих событиях начальник войскового стрельбища Помсен рутинно получал конкретных звездюлей от своего командира полка. Сегодня непредвиденные паузы в работе мишенного поля постоянно сбивали и так неудачную стрельбу мотострелков.

И чтобы прапорщику не было скучно и мучительно больно за бесцельно прожитую жизнь, командир полка давал разгон Кантемирову вместе с командиром 9МСР. Получать втык от командира полка и быстро выполнять его приказы всегда было легче коллективно. Быстро – потому что, иначе нельзя. КП своих слов в гневе дважды не повторял.

Подполковник Григорьев хотя и слыл в дрезденском гарнизоне жёстким командиром, но считал себя вполне воспитанным и интеллигентным человеком. Поэтому он деликатно удалил старшего оператора с Центральной вышки, сам уселся во вращающееся кресло за главным пультом полигона и строго взглянул на своих понурых подчинённых.

Прапорщик и старший лейтенант стояли рядом и внимательно изучали узоры на линолеуме пола. Подполковник, строго следуя субординации, начал с командира роты:

– Михаил Юрьевич, Вы разучились командовать? Вы сегодня мне с этим студентом показали не стрельбу, а извиняюсь за выражение – какую то херню!

Командир мотострелковой роты тяжело вздохнул и с тоской вспомнил своих дембелей. Начиная с этого периода службы, гвардейский 67МСП попал под новые модные армейские течения в духе гласности, перестройки и борьбы с дедовщиной – службы солдат в подразделениях только одного периода.

Деды 9МСР, составляющие костяк роты успешно дембельнулись, опытных Черпаков, последние полгода зарабатывающие авторитет и уважение среди товарищей, раскидали по другим ротам. Натасканных спецов роты тоже отдали в другие подразделения.

В роте осталась пехота полугодичной службы из различных окраин нашей необъятной Родины и только что прибывшие из учебок Чебаркуля и Елани командиры отделений, операторы-наводчики и механики-водители. Все второго периода службы в Советской Армии…

Отслужившие полгода в роте стрелки АК, РПК и РПГ, в основном родом из Средней Азии и Кавказа, без контроля старослужащих почувствовали себя крутыми бойцами и неприветливо встретили новых военспецов, получающих марки больше местных в два раза.

В мотострелковой роте возник конфликт интересов, и сейчас офицеры и прапорщики, вместо того чтобы нормально проводить учебный процесс, словом и делом восстанавливали прежний порядок в подразделении.

Пока получалось не всегда, экипажи не были натасканы, пехота неохотно подчинялась младшим сержантам своего периода службы, и гвардейская 9МСР из лучшей в части быстро скатилась вниз по всем показателям.

И сегодня, как назло всю ночь шел саксонский дождь, который прекратился только к утру. Накрытое мишенное поле вымокло, и если практически во всех направлениях стрельб оборудование и кабели были новыми, то на пятом и шестых направлениях, где стреляли из автоматов и пулемётов, в земле лежал старый кабель, который от сырости начал коротить...

Мишени могли подняться и опуститься самопроизвольно вне заданной программы. Все эти погрешности дневной стрельбы вкупе и вызвали праведный гнев командира полка. Внимание подполковника переключилось на прапорщика:

– Студент, поднял голову и посмотрел честно в глаза своему командиру. Что ты мне за танцы сегодня устроил? У тебя мишени сами пляшут, заметь – без твоей команды! А у нас в дивизии через неделю московская проверка. Что будем делать?

Начальник войскового стрельбища Помсен, техник-электрик четвёртого разряда, тяжело вздохнул и попытался объяснить командиру мотострелкового полка теорию электромагнитных волн в сырой германской земле полигона, но тут же был неинтеллигентно послан:

– Прапорщик, пошёл на хрен со своими волнами! Я Вам обоим, служивые, задаю конкретный вопрос – что будем делать?

– Менять кабель, товарищ полковник! Примерно метров шестьсот, – перешёл на конкретику начальник полигона.

– Где взять этот кабель?

– Товарищ полковник, ко мне тут на днях подходил новый командир полка связи с предложением успешной сдачи у нас итоговой проверки москвичам. Просил «химию» подключить.

– Так. А ты чего?

– К Вам послал.

– Правильно. Думаю, с кабелем решим вопрос. Марку и длину мне напиши. Что ещё нужно?

– Человек десять рабочей команды с лопатами дня на два, лучше в выходные. До понедельника спокойно сделаем.

– Прапорщик, не надо спокойно. Надо срочно!

– Сделаем срочно, товарищ полковник.

Удовлетворённый командир полка успокоился и крутнул кресло в сторону командира роты:

– Чубарев, давай дрочи своих спецов как хочешь, но чтобы к проверке экипажи были готовы.

– Есть подготовить экипажи!

– Вот так, Миша, не подведи. И приготовь человек десять из пехоты со старшим для Кантемирова. Справитесь вдвоём с задачей? Вы же друзья, ядрён-батон.

Друзья не успели ответить своему командиру полка, в дверь постучал наблюдатель, зашёл и доложил, что к вышке подъезжают два УАЗа. Подполковник Григорьев поднялся с кресла:

– Кого ещё чёрт принёс?

В этот раз армейский чёрт занёс на Центральную вышку войскового стрельбища Помсен начальника штаба мотострелкового полка, начальника особого отдела полка, коменданта гарнизона и директора Дома советско-германской дружбы в штатском…"

P.S. Про дальнейшие приключения про уже лейтенанта милиции Кантемирова можно почитать на досуге здесь: https://boosty.to/gsvg

На переднем плане командир 67МСП гв. подполковник Григорьев. За ним зам.командира полка гв. майор Ивашкин. И два бойца разведроты...
На переднем плане командир 67МСП гв. подполковник Григорьев. За ним зам.командира полка гв. майор Ивашкин. И два бойца разведроты...