Найти тему
Т-34

Закон штурмовки

(Из материалов военных лет)

У штурмовки есть свои законы. Мало появиться над целью и, кое-как сбросив бомбы, мгновенно улететь прочь, мало утешать себя тем, что цель найдена и бомбы упали. Нет, такой летчик не штурмовик. Основной закон штурмового налета — как можно дольше «утюжить» цель, используя полностью все свои боеприпасы, в том числе пулеметные. И, улетая домой, точно знать, что цель окончательно поражена.

Ил-2 наносит удар. Кадр из фильма «Зима и весна сорок пятого. Фильм 4. Бессмертный подвиг» (1971). Фотография использована в качестве иллюстрации.
Ил-2 наносит удар. Кадр из фильма «Зима и весна сорок пятого. Фильм 4. Бессмертный подвиг» (1971). Фотография использована в качестве иллюстрации.

Нет ничего приятнее для летчика-штурмовика, как воочию убедиться в отличных результатах своей работы.

Второе правило штурмового налета — это согласованность. Как для музыкантов в оркестре необходима сыгранность, так и для штурмовиков необходимы точное разделение сил и знание своего места при подходе к цели.

В небе советские штурмовики Ил-2. 1941-1945 гг. автор: Иван Шагин. Фотография использована в качестве иллюстрации.
В небе советские штурмовики Ил-2. 1941-1945 гг. автор: Иван Шагин. Фотография использована в качестве иллюстрации.

Был в нашей практике такой случай. Летели 10 наших машин. И вот обнаружили мы колонну повозок с грузами. Мы налетели не сразу, а разделившись предварительно на две партии. Одни зашли с хвоста, другие с головы. Результат был мгновенный. Повозки не успели рассредоточиться, и нам было удобно их уничтожать. Казалось бы, мы могли сразу же улететь во-свояси. Внизу все смешалось в общую кучу, поднялась паника. Но я знал, что еще много оставалось на земле не пораженной живой силы. И продолжал удерживать своих товарищей над целью в течение двадцати пяти минут. И только когда убедился, что весь обоз разбит, а большинство солдат навсегда осталось в канавах, я помахал крыльями друзьям и повел их домой.

Подпись на обороте снимка: Командир 17 ГвШАП (1942). Гвардии майор Андреев Георгий Арсеньевич.
Подпись на обороте снимка: Командир 17 ГвШАП (1942). Гвардии майор Андреев Георгий Арсеньевич.

Было один раз и так. У озера только что выгрузился вражеский батальон. Наших самолетов было восемь. Мы появились неожиданно, вынырнув из облаков в трехстах метрах от земли. Финские войска, не успев приготовиться к обороне, не сделали ни одного выстрела. Этим мы и воспользовались. Никто из нас не думал о том, сколько остается в баках бензина и следует ли уже спешить по домам. Мы с увлечением работали. В течение 30 минут торчали мы над целью. Видно было, как взрывами бомб поднимало в воздух части машин, повозок, тела врагов. Начали взрываться цистерны. В стрельбе по живой силе мы израсходовали все пулеметные боекомплекты.

Возвращение штурмовика Ил-2 после бомбежки. 1941-1942 гг. Автор: Всеволод Тарасевич. Фотография использована в качестве иллюстрации.
Возвращение штурмовика Ил-2 после бомбежки. 1941-1942 гг. Автор: Всеволод Тарасевич. Фотография использована в качестве иллюстрации.

И когда после этого мы возвращались домой, у нас была полная удовлетворенность своими действиями.

Капитан Г. АНДРЕЕВ (1942)