(Из материалов военных лет)
У штурмовки есть свои законы. Мало появиться над целью и, кое-как сбросив бомбы, мгновенно улететь прочь, мало утешать себя тем, что цель найдена и бомбы упали. Нет, такой летчик не штурмовик. Основной закон штурмового налета — как можно дольше «утюжить» цель, используя полностью все свои боеприпасы, в том числе пулеметные. И, улетая домой, точно знать, что цель окончательно поражена.
Нет ничего приятнее для летчика-штурмовика, как воочию убедиться в отличных результатах своей работы.
Второе правило штурмового налета — это согласованность. Как для музыкантов в оркестре необходима сыгранность, так и для штурмовиков необходимы точное разделение сил и знание своего места при подходе к цели.
Был в нашей практике такой случай. Летели 10 наших машин. И вот обнаружили мы колонну повозок с грузами. Мы налетели не сразу, а разделившись предварительно на две партии. Одни зашли с хвоста, другие с головы. Результат был мгновенный. Повозки не успели рассредоточиться, и нам было удобно их уничтожать. Казалось бы, мы могли сразу же улететь во-свояси. Внизу все смешалось в общую кучу, поднялась паника. Но я знал, что еще много оставалось на земле не пораженной живой силы. И продолжал удерживать своих товарищей над целью в течение двадцати пяти минут. И только когда убедился, что весь обоз разбит, а большинство солдат навсегда осталось в канавах, я помахал крыльями друзьям и повел их домой.
Было один раз и так. У озера только что выгрузился вражеский батальон. Наших самолетов было восемь. Мы появились неожиданно, вынырнув из облаков в трехстах метрах от земли. Финские войска, не успев приготовиться к обороне, не сделали ни одного выстрела. Этим мы и воспользовались. Никто из нас не думал о том, сколько остается в баках бензина и следует ли уже спешить по домам. Мы с увлечением работали. В течение 30 минут торчали мы над целью. Видно было, как взрывами бомб поднимало в воздух части машин, повозок, тела врагов. Начали взрываться цистерны. В стрельбе по живой силе мы израсходовали все пулеметные боекомплекты.
И когда после этого мы возвращались домой, у нас была полная удовлетворенность своими действиями.
Капитан Г. АНДРЕЕВ (1942)