Найти тему
Media Support 24

Как производители контента борются за наше внимание

Фото:  https://goo-gl.ru/68qk
Фото: https://goo-gl.ru/68qk

В современной экономике развлечений наше внимание – деньги корпораций. Гиганты Facebook и Google собирают множество данных о пользователях, чтобы делать рекламу более персонализированной. Кинокомпании устраивают тестовые просмотры на фокус-группах и смотрят, что изменить в фильме, чтобы он соответствовал ожиданиям аудитории.

Помимо серьёзной конкуренции из-за обилия контента, у производителей есть ещё одна проблема – вера в то, что современный зритель не способен концентрироваться на чём-то дольше 8 секунд. Это правда или нет? И как это влияет на рекламную и киноиндустрию? Разбираемся вместе.

Продолжительность концентрации внимания у человека меньше, чем у золотой рыбки. Миф или нет?

Краеугольный камень споров о концентрации внимания – исследование Microsoft 2015 года, в котором утверждалось, что сейчас люди способны концентрироваться на чём-то только в течение 8 секунд. Согласно тем же данным, в 2000 году эта продолжительность составляла 12 секунд, а способностей печально известных золотых рыбок хватает всего на 9 секунд.

Эту информацию ставит под сомнение BBC: их журналист обнаружил, что данные об уменьшающейся продолжительности концентрации внимания были взяты у компании The Statistic Brain и проверить их невозможно, так как у источника – Национального центра биоинформации США – не сохранилось никаких сведений о проведении такого исследования.

В 2018 году учёные из Принстонского университета и Калифорнийского университета Беркли изучили работу мозга обезьян и человека и предположили, что человек всегда имел подвижное внимание и легко отвлекался. Более того, психологи считают такую особенность эволюционным преимуществом: так как человек может фокусироваться сразу на нескольких вещах, он следит за происходящим вокруг и вовремя замечает опасность.

«Улица Сезам» и секреты удержания внимания

Существует исследование, посвящённое тому, как популярность термина «продолжительность концентрации внимания» влияла на создание медиаконтета для детей и подростков. Его автор – Майкл Ньюман, профессор департамента журналистики Университета Висконсин-Милуоки. Ньюман убеждён, что мультфильмы не влияют на способности детей. Однако, по его гипотезе, производители контента, как и многие люди, сами верят в эту теорию, что заставляет их искать уловки для удержания внимания зрителей.

Источник: The Verge
Источник: The Verge

Профессор рассматривает эту проблему на примере телепередачи «Улица Сезам», так как она была одним из первых шоу, которые создавались с учётом представлений об ухудшающейся концентрации внимания и при тесном сотрудничестве с психологами.

Создатели «Улицы Сезам» задумывали её как средство дошкольного образования для детей из бедных семей, и шоу должно было привлечь и удержать детей, которые и до этого много смотрели телевизор. Поэтому «Улица Сезам» копировала манеру не образовательных передач, которые существовали до неё, а стиль тех видео, которые дети привыкли смотреть: рекламных роликов и комедийных шоу.

Психолог, который консультировал создателей «Улицы Сезам» выяснил, что реклама так хорошо удерживает внимание из-за того, что в ней чередуются разные стили и темпы повествования. Причем темп не обязательно должен быть быстрым – главное, чтобы он менялся. Вот почему в «Улице Сезам» внутри одной серии в разных эпизодах чередуются кадры с настоящими актёрами и анимацией, с куклами и людьми, а также разные локации.

Корпорация «Sesame Workshop» устраивала тесты, чтобы проверить способность мультфильма удерживать внимание. Для этого детям включали «Улицу Сезам» и ставили рядом «дистрактор» – экран, на котором выводили слайд-шоу из ярких цветов. Тесты показали, что шоу привлекает зрителей больше, чем разнообразные «дистракторы», и показатели вовлечённости выше, чем у других детских передач. Пресса того времени писала, что «Улица Сезам» оказывает «почти гипнотическое действие» на детей и взрослых.

Создатели «Улицы Сезам» вложили очень много сил в то, чтобы детям было интересно смотреть образовательную, а не развлекательную передачу, и преследовали благие цели. По иронии, именно «Улица Сезам» усилила в обществе страх того, что телепередачи, в которых используются такие уловки, негативно влияют на способность детей концентрироваться.

Как изменилось кино за последние 100 лет

Тем не менее, за последние сто лет в кино произошли некоторые изменения, которые можно связать с популярностью мнения об ухудшении внимания. Невозможно точно сказать, получается ли так из-за того, что человечество, включая работников киноиндустрии, действительно теряет способность концентрироваться и ленится снимать длинные кадры, или же так делается специально под влиянием маркетингового отдела, или совокупность факторов, не все из которых нам пока известны.

С 1930-го года продолжительность кадра сократилась с 12 секунд до 2,5. К таким выводам пришел психолог Джеймс Каттинг из Корнелльского университета. Он проанализировал выборку из 150 фильмов, снятых в период с 1935 по 2010 год. Такую же тенденцию заметил британский академик Барри Солт, который исследовал длительность кадра на большом массиве данных: 15 000 фильмов за период с 1910 по 2010.

На графике показано соотношение средней продолжительности кадра и года, в который был снят фильм. Источник: Wired
На графике показано соотношение средней продолжительности кадра и года, в который был снят фильм. Источник: Wired

Ещё одно открытие – впрочем, неудивительное – в современных фильмах становится всё больше экшена. Каттинг вывел этот тренд, подсчитав, как много пикселей меняется от одного кадра к другому. На графике чёрные точки показывают соотношение индекса активности и длительности всего фильма, а серые и белые – отдельных сцен. На этой схеме Каттинг вывел треугольник «терпимости» – идеальное соотношение экшена для сцены, чтобы зритель не заскучал, но и чтобы у него не разболелась голова. На этом графике также отмечены две сцены – сцена в ночном клубе из фильма «Чёрный лебедь» и сцена из фильма «Ной», в которой за десять секунд показана история насилия. Режиссёр обоих фильмов Даррен Аронофски прокомментировал, что его очень огорчило, что эти сцены попадают в треугольник «терпимости» – он хотел, чтобы они вызвали отторжение у зрителей.

подпись: Длительность и интенсивность экшн-сцен. Источник: Wired
подпись: Длительность и интенсивность экшн-сцен. Источник: Wired

Итак, в индустрии развлечений популярны приёмы, направленные на то, чтобы привлечь внимание скучающего зрителя: короткие кадры, мозаичная структура, экшен и повторы одних и тех же идей. Но по таким принципам работают далеко не все. Marvel выпускает трехчасовых «Мстителей» и собирает огромную кассу. «Однажды в Голливуде» и «Ирландец» – одни из самых популярных фильмов года, несмотря на то, что ни Скорсезе, ни Тарантино не стали жертвовать хронометражем. И, в конце концов, фестивальное кино всё ещё не умерло и не растеряло зрителей, способных высидеть трехчасовой фильм Новой румынской волны.

Автор: Анастасия Никитина
Редактор: Екатерина Жукова