Чем королеве развлечь себя? День королевской особы проходит в трудах и заботах о благе нации? Или в поиске развлечений и удовольствий? Чем заняты королевы с утра до вечера?
Ответ на этот вопрос зависит от личности королевы, конечно же. Английская королева Елизавета I, российская императрица Екатерина II, австрийская императрица Мария-Терезия целиком посвящали себя государственным делам, заслужив тем самым в памяти потомков право именоваться Великими. Их именами называли эпохи – Елизаветинский Век, Екатерининский век, Золотой век.
А что делать королеве, которую не заботят политические дела? Которой не интересно разбирать бумаги и прощения, в ком нет стремления к величию. Будучи дочерью Марии-Терезии, французская королева Мария-Антуанетта не унаследовала политического чутью и целеустремленности своей матери. Она желала развлечений, комплиментов и восхищенных взглядов.
Ее «министрами» стали модистки, парикмахеры, балетмейстеры и те, кто умел развлечь королеву. Надев корону, она почувствовала себя свободной, сбросила оковы строгого придворного этикета, не менявшегося со времен Людовика XIV. Мария-Антуанетта открыто пренебрегала сложными церемониями Версаля. Теперь ее день начинался не с длительной церемонии одевания перед множеством придворных, а с выбора нарядов на день. Ей приносят альбом с рисунками и кусочками ткани и она выбирает наряд, который наденет сегодня, обсуждается все – перчатки, чулки, бантики на туфельках.
Министром Моды Марии-Антуанетты стала Роза Бертен. Эта женщина имела доступ в покои королевы в любое время, и оставалась с Марией-Антуанеттой наедине. Такой чести не могли добиться герцогини и знатные особы, но это позволялось простой модистке. Такого высшее общество не могло простить.
Однако, они все были рабами прихотей королевы – если сегодня та придумывала с Розой Бертен новый фасон платья, завтра все модницы заказывали такой же.
Следующий министр – Парикмахер. Им стал месье Леонар, творивший с довольно тонкими и жидкими волосами королевы настоящие чудеса.
Он предложил прическу, ставшую своеобразным символом времени, «Пуф». Высокие пышные конструкции из накладных волос, цветов, драгоценностей, фигурок птиц, животных и даже кораблей, стали последним писком моды.
Месье Леонар был настолько популярен, а его услуги стоили так дорого, что даже королева приглашала его лишь пару раз в неделю. В остальные дни ее волосами занимался его помощник.
Хорошо, что такие прически продержались не долго – очень неудобные конструкции были к тому же и очень дороги.
Подобное легкомысленные увлечения дочери очень расстраивали Марию-Терезию. Она писала, что та становится больше похожа на актрису, чем на королеву.
А театр ведь и был тем, что по настоящему увлекало Марию-Антуанетту. В Малом Трианоне она организовала театр, куда приглашала только самых приближенных. Придворные отчаянно сражались за право присутствовать на представлении. И только самые близкие друзья королевы участвовали в постановке. В этом театре состоялась премьера скандальной пьесы Бомарше «Севильский цирюльник», а королева сыграла роль Розины. Она многие месяцы уговаривала короля позволить ставить эту пьесу.
Другим увлечением королевы были азартные игры. Ставки в играх, организованных королевой были невероятно высокими, проигрывали целые состояние. Случалось, что за столом попадались и шулеры. Король запрещал это развлечение, но королева все равно находила способы обмануть его.
Мария-Антуанетта обожала маскарады. Особое удовольствие ей доставляли поездки в Париж инкогнито, когда спрятавшись под маской она могла танцевать, флиртовать и веселиться. Все знали, кто скрывается под этой маской, на ком самые дорогие наряды и драгоценности, однако делали вид, что королева остается неузнанной.
Бесконечная череда развлечений не оставляла для королевы возможности оглянуться вокруг, да она и не стремилась узнать что-либо о жизни своих подданных. Ее узкий мирок сосредоточился на супруге, детях, многочисленных друзьях, потакавших во всем и круге придворных. Модные наряды, тщеславное стремление быть самой яркой и обожаемой королевой вызывали осуждение и непонимание у простых французов.
Министерство моды и развлечений Марии-Антуанетты сыграло с ней злую шутку, превратив в объект ненависти.
За что народ возненавидел Марию-Антуанетту
Одеть и раздеть королеву: жесткий церемониал XVIII века
Мария-Антуанетта в Стране Чудес
Подписывайтесь на мой канал об истории, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки!