Найти в Дзене
Детская неврология

Зачем ребенку вестибулярная система?

Оглавление

Представьте, что вы впервые приехали в какой-то большой город. Вы никогда здесь не были раньше, но в вашем телефоне есть навигатор с хорошей картой, так что вероятность заблудиться ничтожна. Отлично! Но вот беда, оказалось, что карта постоянно переворачивается: то, что должно быть сверху, оказывается внизу, если вам нужно идти направо — на карте это отображается слева. Легко ли вам будет найти дорогу?

У нас в голове, как и в навигаторе, постоянно сохраняются и обновляются карты, которые позволяют ориентироваться не только в окружающем мире, но и в своем собственном теле. Только это 3D карты.

Подумайте теперь о ребенке, у которого внутренние карты в мозге неожиданно переворачиваются и меняют свои очертания. Он видит мир совершенно другим и иначе ощущает себя в этом мире. «Почему ты не стараешься, это же так просто?» — говорим мы ребенку, который пишет буквы не в ту сторону или не может сообразить, какой стороной нужно надеть свитер. Но мы смотрим на ситуацию с позиции человека со стабильной трехмерной картой в голове.

Ребенок, у которого карта в голове перевернута вверх тормашками, сталкивается в жизни с рядом трудностей, которые видоизменяются с возрастом, но не исчезают.

В возрасте до года:

· позже, чем другие дети, начинает держать голову, сидеть, ползать;

· мышечный тонус повышен или понижен;

· плачет, когда берут на руки;

· в возрасте 12 месяцев еще не ходит без поддержки;

· плохо жует.

В дошкольном возрасте:

· говорит значительно хуже, чем ровесники;

· неуклюжий;

· беспокойный, гиперактивный или заторможенный;

· натыкается на предметы, плохо ощущает границы своего тела;

· с трудом осваивает новые навыки;

· путает лево и право;

· не замечает, что надел футболку задом наперед или перепутал левый ботинок с правым;

· боится высоты;

· боится темноты.

В школе:

· нечетко говорит;

· не может спокойно сидеть на уроке;

· плохо читает и пишет;

· с трудом осваивает счет;

· не может списывать с доски;

· неуспешен в общении с другими детьми;

· с трудом запоминает учебный материал;

· не умеет или «не любит» кататься на двухколесном велосипеде.

Что же это за механизм такой в мозге, который помогает нам в условиях постоянно изменяющегося окружающего мира держать свои внутренние карты в порядке? Этот механизм очень древний, он называется вестибулярной системой.

У детей вестибулярные дисфункции бывают врожденными, но никто о них не догадывается. К счастью, мозг ребенка очень пластичен и многие дисфункции корректируется в процессе взаимодействия с окружающей средой. Но на это уходит время, поэтому вестибулярные нарушения у детей обычно вызывают задержку этапов двигательного развития: позже сел, пополз, пошел.

Дальше, как правило, ребенка оставляют в покое до школы. И часто, неожиданно для всех, в школе наступает полный крах, хотя ребенок очень даже не глупый. Почему мы так уверенно утверждаем, что трудности возникают именно из-за вестибулярной системы? Мы проанализировали результаты исследования вестибулярной функции 290 детей в клинике «Прогноз». Среди них были дети с аутизмом, тяжелыми нарушениями речевого развития и школьники с трудностями в обучении. Мы использовали объективное электрофизиологическое исследование: вестибулярные миогенные вызванные потенциалы (ВМВП). В каждой группе оказалось значительное количество детей с вестибулярными нарушениями. Это нас не удивило, мы предполагали, что получим именно такой результат, но был один сюрприз в этом исследовании. Как вы думаете, у какой группы детей были самые плохие результаты? Как ни странно — у школьников, учеников обычных школ, которые не справляются с учебной программой. А ведь все думают, что они просто ленятся. Сейчас в «Прогнозе» есть аппаратная диагностика, которая позволяет определить готовность мозга ребенка к школе и качество функционирования его вестибулярной системы и понять какие упражнения ему нужны, чтобы стать отличником — подробнее от этом ЗДЕСЬ.