Сегодня хочу поговорить на тему, не сильно связанную со свадьбами, но связанную со мной. Почему бы и нет? Конкретно я очень люблю интересные, занимательные истории, в которые хочется окунуться с головой. И сейчас именно в игровой индустрии можно встретить продуманные, полноценные сюжеты, с расставленными акцентами. Если вам интересен только сюжет новинки и мои размышления о самой игре, перемещайтесь к заголовку "Спойлеры", но чтобы осветить картину в целом, вынужден начать издалека.
В конце прошлого века в игровой индустрии парадом правили так называемые "мясные шутеры", где во главе угла игрок получал удовольствие от уничтожения толп врагов.
Но в 1998 году произошло невиданное - несколько энтузиастов, отпачковавшись от небезызвестной Microsoft выпустили игру, которая поменяла правила. В этой игре за основу геймплея взяли именно сюжет, историю, которую разработчики хотели донести не через срежиссированные ролики, а через сам процесс игры, когда персонажи вокруг направляли бы вас и вводили в курс дела. С тех пор игровая индустрия изменилась навсегда.
Именно с подачи этих людей сейчас мы наблюдаем, что бюджет на разработку какой-нибудь GTA V больше, чем на топовый голливудский блокбастер. А чистый доход от продаж игр превосходит заработок от большинства сфер развлечений. Это уже не просто игры, а настоящая империя со своими правилами.
Впрочем вернемся к Half-Life. Спустя 6 лет, в 2004 выходит продолжение легендарной серии, которое в очередной раз изменило индустрию. На тот момент ваш покорный слуга уже немножко разбирался в играх, и мог получать наслаждение от многоуровневых сюжетов, что, кстати, до сих пор помогает в разработке полезных материалов для мероприятий. Что изменилось во 2 части игры? ВСЕ. Теперь упор был сделан на физические модели окружения, с которыми можно взаимодействовать практически как в жизни. Можно было поднимать, кидать и использовать огромное количество предметов окружения. Игроки оценили этот широкий жест со стороны разработчиков. На словах все просто, но создать такую систему в 2004 - настоящий прорыв, который сегодня является обязательным в большинстве высокобюджетных игр.
Как видите, Valve (контора, которая создает эти игры) является своего рода Apple от мира игровой индустрии, задавая тренды и направляя эту индустрию в том направлении, которое выгодно им.
Следующим шагом компании была так называемая "эпизодичная система подачи сюжета" - делать по 1 небольшому дополнению раз в год. Такую цель поставили себе разработчики. Но вышло так, что данная система себя не оправдала (как, впрочем это позже случилось и с перезапуском серии Hitman, но это совсем другая история. Есть успешные игры по такой системе подачи сюжета - Life is Strange например)
Сделаю небольшое отступление, в 2003 году компания Valve выпускает клиент Steam, так называемый Apple Store или Play Market для платформы PC. Здесь игроки могли покупать игры, ставить им оценки, писать отзывы и хранить цифровые копии купленных игр для запуска на других устройствах. Все что было нужно - скачать клиент Steam, войти под своим аккаунтом, загрузить и запустить игру. В начале это «не стрельнуло», но со временем ситуация изменилась. На сегодняшний день это одна из крупнейших машин по зарабатыванию денег, а по совместительству площадок для покупки игр.
Вернемся к разработке. В какой-то момент Valve решила отменить производство 3 эпизода для Half-Life 2. Игроки немного расстроились, но подумали, что это было сделано с целью перевести всех доступных работников на создание полноценной 3 части. С тех пор прошло 13 лет…
В какой-то момент основатель студии Valve начал бояться, что не сможет оправдать ожидания игроков. Магазин Steam начал приносить колоссальный доход, и надобность производить игры отпала совсем. Люди начали даже шутить, что в Valve не умеют считать до 3. Как и у любой компании, у них были взлеты и падения, которые в контексте помогут понять, почему же все-таки вышла Half-Life Alyx. В 2015 году Valve решила выпустить так называемую Steam machine — потенциальный конкурент PlayStation и Xbox. Почему? Тогда начало активно развиваться направление виртуальной реальности (далее VR), но мощностей консолей не хватало, чтобы выводить достойную картинку. Примерно в то же время шли активные слухи о продолжении серии Half-Life. Из-за неудачных продаж и провала своей приставки, Valve временно заморозила идею.
После этого в компании начали массово увольняться сотрудники. Точные причины не озвучены, но многие считают, что им не хватало возможности создавать новые игры. В 2017 году один из основных авторов Half-Life слил в сеть предполагаемый сюжет 3 эпизода Half-Life 2, где завершил очередной виток истории протагониста Гордона Фримена. Это нам пригодится когда буду рассказывать о сюжете крайней игры серии.
И вот, нежданно негаданно, в ноября 2019 года Vavle анонсирует игру, разработанную специально для VR: Half-Life Alyx. Мое мнение — они ждали, пока эта технология «стрельнет», под это дело даже разработали прорывной шлем виртуальной реальности Valve Index. Прорыва VR не вышло, но игру все же выпустили. В срок, без переносов, в идеальном техническом состоянии. И сейчас мы о ней поговорим.
ВНИМАНИЕ! СПОЙЛЕРЫ!
Далее я поговорю о сюжете игры и моих умозаключениях. Все это сугубо собственное мнение и не претендует на что-то большее.
Итак, второй эпизод заканчивается тем, что один из Советников (существ, которые захватили Землю, являются членами так называемого «Альянса») убивает коллегу Гордона Фримена и отца протагониста Half-Life Alyx Илая Вэнса.от самый инженер Рассел. Немножко с придурью.
В новой игре нас переносят на 5 лет назад, в промежуток, когда планету уже захватили, но еще не окончательно ассимилировали члены Альянса. Мы играем за 19-летнюю Аликс Вэнс, члена отряда сопротивления и дочь одного из его лидеров Илая Вэнса. Сопротивление получает информацию о том, что в неком «Бункере» находится «оружие, способное переломить ход войны». Илай и его друг инженер Рассел исследуют эту зацепку, но Илая и Аликс ловят члены Альянса. Рассел создает дрона, который помогает вырваться Аликс, и та отправляется на спасение своего отца.
По пути есть встречается Вортигонт, представитель рассы инопланетян, которая в первой части серии попала под контроль Альянса, но после уничтожения Гордоном Фрименом Нихиланта, ускользает из-под их контроля и помогает сопротивлению на Земле. Эти существа обладают коллективным разумом и уникальными психосиноптическими способностями, но встреченный Аликс Вортигонт каким-то образом отключился от коллектива, в связи с чем его мозг видит настоящее и будущее одновременно. Он сообщает Аликс, что Илай мертв, однако не может уточнить сейчас, или в будущем.
Вортигонт странным образом просит Аликс помочь в спасении своих сородичей, т.к. именно они являются «батарейками» для «бункера», где спрятано оружие против Альянса, которое ищет героиня. С помощью Рассела Аликс разрушает поезд, в котором на допрос перевозят Илая, а тот самый Вортигонт помогает спасти Илаю жизнь, когда тот падает в пропасть. Казалось бы, все хорошо, но это только первая половина игры.
Далее Аликс отключает питание «Бункера», спасая Вортигонтов (на самом деле одного единственного, но тот говорит, что он поможет остальным, а Аликс нужно спешить к «Бункеру», ох уж эти игровые условности). С этого момента игровой процесс становится напряженнее, загадки все чаще сменяются экшен-сценами.
Во время выполнения миссии Аликс подслушивает разговор какой-то женщины и представителей Альянса на Земле, они говорят об оружии:
«Если к ее приходу клетка будет здесь, он сбежит. И почему, после сегодняшнего, вы так уверены, что остановите ее? Слушайте, он выжил в Черной Мезе. Он устроил апокалипсис, а потом просто испарился. Мы наконец поймали его, а вы собираетесь его снова упустить? Увозите клетку»
Илай, Рассел и Аликс абсолютно уверены, что «оружие» — это Гордон Фримен. Однако на самом деле (и это главный твист в игре) апокалипсис в Черной Мезе устроил G-man.
Аликс добирается до центра «бункера», открывает клетку и встречает G-man'а собственной персоной. В качестве благодарности за спасение, он интересуется, чего бы хотела Аликс. «Изгнать Альянс с Земли» — без раздумий отвечает девушка. «Эта просьба имеет слишком большие последствия» — изрекает G-man и предлагает ей то, чего она еще не знает, но явно захочет. Далее мы переносимся на 5 лет вперед и видим смерть Илая Вэнса.
«Хочешь ли ты это изменить?» — спрашивает G-man, и Аликс своими руками уничтожает Советника Альянса за секунду до того, как тот убивает Илая. Сама того не зная, Аликс становится новым агентом G-man'а вместо Гордона Фримена, который, со слов G-man'а «Не оправдал ожиданий, а именно — «не смог или не захотел выполнить поставленную перед ним задачу». В этом моменте «G-man», скорее всего имеет в виду финал Half-Life 2, где ему после взрыва Цитадели не удалось снова поместить Фримена в стазис вне пространства и времени, так как того спасли Вортигонты.
После титров мы попадаем в финальную сцену Half-Life эпизод 2, и видим живого Илая Вэнса, который говорит Гордону Фримену, что его дочь попала к G-man'у, Илай произносит «Чертов мерзавец и его непредвиденные последствия», что является отсылкой к сцене второго эпизода, где Аликс нашептывала эти слова Илаю по наводке G-man'а, а до этого и сам G-man говорил их Илаю на Черной Мезе.
И здесь появляется робот-пес Аликс, передает Илаю легендарную монтировку, а тот отдает ее Гордону с фразой «Давай Гордон, у нас много работы».
Получается, что G-man не так силен, как мы думали раньше. Его можно поймать в ловушку, ему можно помешать контролировать существ. Однако он может перемещаться во времени и менять события так, как вздумается. На лицо явный парадокс — если он знает будущее, как его поймали в ловушку? Это один из вопросов. Далее — в чем интерес работодателей G-man'а в захвате Земли? Именно его руками они создали условия для каскадного резонанса на Черной Мезе, и пустили Альянс в наше измерение. При этом, как я уже писал выше, в предполагаемом сюжете 3 эпизода Аликс должна была мстить за смерть отца на борту корабля Борей, который дрейфовал во времени и пространстве. Сюжет заканчивался тем, что она убивала двойного агента Моссман, и они с Гордоном отправляли корабль в центр измерения Альянса, заставляя его взорваться. За секунду до взрыва G-man «нанимал» Аликс, оставляя Гордона на верную смерть, но его в очередной раз спасали Вортигонты. Однако с уходом сценариста сюжет, как вы видите, несколько видоизменился, но не глобально. Еще меня смущает, что в этой игре все Вортигонты как будто дано знают Аликс и всячески пытаются ей помочь, хотя казалось бы — почему? Только начала брать серьезные задания в ополчении, самой 19 лет, раньше с Вортигонтами никогда не взаимодействовала. Почему они спасали ее во 2 части Half-Life понятно, но здесь и сейчас — не состыковка. И таких огрехов можно найти немало.
Начиная со 2 части, Half-Life выпускали с целью перевернуть индустрию с ног на голову, показать невероятный прорыв. И действительно, даже с учетом того, что VR существует уже довольно давно, благодаря Half-Life Alyx его потенциал наконец-то раскрылся. Разработчики перевели физику игры на какой-то недостижимый уровень.
Но только ли физика решает в игре? Конечно нет. И тут можете начать кидать в меня камнями (особенно учитывая текущий рейтинг игры на Metacritic — 92 балла из 100). Однако я думаю, что в погоне за технологиями история стала слишком камерной. Технологии пока не позволяют реализовать толпы людей в VR в достаточно хорошем качестве, т.к. для этого нужна поистине колоссальная мощность компьютера. Всего несколько персонажей (Рассел, Илай, Аликс, G-man, и всякие девушка из сопротивления в начале игры, попавший в ловушку Ларри, и т.п., которые игре нужны как козе баян). Сложности с перемещением главного героя, и я даже не про вестибулярный аппарат, а про искусственное занижение динамики боя в угоду тому, чтобы игрок успевал реагировать на врагов. Да, выбор способов перемещения есть и реализованы они неплохо, но когда ты можешь все делать руками и почти ничего ногами — чувствуются эти ограничения платформы.
Еще усложняется все очень дорогим порогом вхождения — дорогущий компьютер и приставка, для максимальной производительности нужно отдать почти 350 тысяч рублей за 7-10 часов игры. Это 35 тысяч рублей за час игры. Вы конечно скажете, что и приставка и компьютер останутся у вас дальше, но боюсь VR, несмотря на все, что сделала Valve пока не пополнится эксклюзивами и AAA-играми. Смиритесь, а то будете как Apple 4 года подряд предлагать дополненную реальность, которая никому не нужна.
Вывод будет таким — как «игра мускулами» и возможность показать на что способна индустрия, это хороший ход от Valve. Как массовый продукт и продолжение истории культовой серии, это 6 из 10. Для меня. Ваше мнение может отличаться. А на этом пожалуй все, спасибо всем, кто дочитал до этого места, и до новых встреч!
#арменведет #halflife #halflifealyx #игры