Сразу хочу сказать, что я не страдаю популярным в России психическим расстройством под названием «патриотизм». И не пытаюсь обвинять на этой волне «проклятых пиндосов» во всех грехах, включая попытки уничтожить «великую Россию». Для меня американская культура – одна из самых выдающихся в мире, наряду с русской, британской, немецкой, китайской, японской и некоторыми другими. Перечислять, сколько всего полезного дала американская наука и культура человечеству, можно до бесконечности.
Однако я весьма далёк от идеализации этой страны. В американской действительности, исторической и современной, есть множество «загонов» - наверное, куда больше, чем в западноевропейской. Одна из таких не особо хороших черт – это взаимоотношения между мигрантами и коренными американцами.
В данном случае под «коренными американцами» я имею в виду не индейцев, а белых европеоидов – прямых потомков тех британцев, которые впервые приехали на североамериканский континент в семнадцатом – восемнадцатом веках. А под «мигрантами» здесь будут пониматься только выдающиеся представители науки, искусства, культуры, прибывшие в США из других стран за последние сто с небольшим лет.
Если посмотреть на американских учёных, писателей, кинорежиссёров, музыкантов, изобретателей и других знаменитостей, живших на всём протяжении двадцатого века, то можно заметить, что процент вышеупомянутых коренных американцев среди них небольшой. Большую часть из них составляют различные мигранты. Особенно много среди них российских евреев, просто русских – представителей старинных дворянских и купеческих родов (Зворыкин, Понятов, В. Набоков и другие), есть китайцы и японцы, турки, иранцы, индийцы, даже албанцы. Так, недавно известный врач-албанец Ферид Мурад, живущий в США, получил Нобелевскую премию за изучение роли оксида азота в работе сердечно-сосудистой системе. Другой албанец, Джеймс Белуши, является одним из самых узнаваемых американских киноактёров. Не так давно он приобрёл дом в родной Албании и стал почётным гражданином этой страны.
Интересно, что в XIX веке коренные американцы были довольно успешно представлены в мировой науке и культуре. Сэмюэль Морзе, Эдисон, Марк Твен и т. д. Если бы им сказали, что в ХХ столетии ключевыми американскими изобретателями будут приехавшие из России Зворыкин, Понятов и Сарнов (которые изобрели соответственно телевизор, видеомагнитофон и видеокамеру), а крупнейшими писателями – такие же мигранты из России Набоков, Азимов и Айн Рэнд, они бы, наверное, покрутили пальцем у виска.
Также как они не поверили бы, если бы им сказали, что родоначальниками сверхпопулярного когда-то голливудского жанра кино «нуар» будут приехавший из Украины Эдуард Дмытрык и прибывший из Латвии Борис Ингстер.
Куда же пропали коренные американцы? Больше всего их сегодня представлено в числе так называемых «реднеков» - необразованных, бедных и религиозных жителей села. Такие вот американские колхозники.
Конечно, даже сегодня коренных белых американцев можно встретить в большом бизнесе, политике, науке, массовой культуре. Но их там очень мало по сравнению с представителями других национальностей. Так почему же десятки образованных мигрантов из разных концов Земли смогли легко «раскрутиться» в Соединённых Штатах, а собственным жителям страны путь в культуру был затруднён?
Зворыкин, поселившись в США, запатентовал несколько сотен изобретений и основал крупную успешную компанию, и ему не помешали в этом ни почти полное незнание английского языка, ни открытая дружба со Сталиным. В 1940 году советский вождь торжественно пригласил Зворыкина в Москву, где тот основал первый в стране телецентр и в довесок открыл первый в СССР завод по производству телевизоров. За этот поступок Зворыкину не было абсолютно ничего от маккартистов, которые подвергли преследованиям сотни простых американцев, заподозренных (часто безосновательно) в симпатиях к коммунизму.
Создаётся впечатление, что американские власти, начиная с первых десятилетий ХХ века, всеми силами потакали мигрантам-интеллектуалам, переманивая их в свою страну, и одновременно создавали препятствия для продвижения собственных граждан в науку и культуру.
Стереотип о том, что, мол, американцы «тупые», не лишён определённого основания. В США в большинстве школ не считается престижным хорошо учиться, и «ботаники» подвергаются травле покруче, чем у нас. Также нежелательно открыто говорить о том, что ты принципиально не веришь в бога. Среднестатистических белых американцев часто описывают как добрых, трудолюбивых, весёлых, общительных и законопослушных людей, но зачастую наивных и недалёких.
Существует немало рассказов россиян, переехавших со своими семьями в США и поселившихся в сельской местности. Они пишут, что местные сельские школы произвели на них удручающее впечатление, до такой степени, что когда их дети достигали школьного возраста, им приходилось переселяться в город. Во многих американских «колхозных» школах почти нет настоящих учителей, так что физику или историю могут доверить «преподавать» простому фермеру или учителю физкультуры. Сельские школы не получают достаточного финансирования, они очень плохо оснащены, школьники не получают в них даже базовых знаний по основным предметам. И самое странное в том, что американских сельских жителей по большей части такая ситуация устраивает.
В городских государственных школах ситуация значительно лучше, но ряд проблем существует и там. По-настоящему серьёзную подготовку школьник может получить только в дорогостоящих частных школах, которые доступны лишь немногочисленной элите страны. Складывается впечатление, что власти страны нарочно не вкладываются в народное образование, стараясь держать простых американцев «тёмными и покорными», а интеллектуальную элиту предпочитают «нанимать» со стороны.
Для кого-то это может показаться удивительным, но в этом плане США является далеко не уникальной страной. Во второй части статьи, которая будет написана чуть позже, я покажу, что аналогичная ситуация складывалась во многих «больших» странах и империях в те или иные исторические периоды. Некоторые правители проводили подобную политику абсолютно открыто, ничуть не скрывая свои намерения; другие же старательно создавали иллюзию заботы о повышении образовательного и культурного уровня населения, но на деле занимались оболваниванием простых людей, а в качестве управленческого «среднего класса» привлекали иностранных интеллектуалов.
Что касается коренных американцев, то они изначально не были «интеллектуальным» народом. Осваивать американский континент в далёкую эпоху прибыли из Британии совсем не графы и лорды, а по большей части малообразованные, трудолюбивые и религиозно-фанатичные крестьяне. По сути, это предки тех самых «реднеков», которых и сегодня не составляет труда встретить в американской глубинке (да и не только в глубинке).
Заинтересовались материалом? Подписывайтесь на канал! 😉
Ещё статьи этого автора: