Ладить с коллегами по работе и в более простые времена является не самой тривиальной задачей. А в условиях удаленной работы, постоянных коммуникаций и стирающихся границ между работой и личным временем, это становится совсем непростой задачей. Поэтому мы решили подобрать для вас список 10 простых правил, которые позволят вам сохранить позитивные отношения с коллегами.
Правило 1. Забудьте про эго.
Обычно эгоизм ваш друг, обычно надо думать о себе и своих интересах в первую очередь, а совокупность личных интересов приведет к общему благу. Но на работе эгоизм не ваш друг. Не стоит думать, что только вы можете все решить, «исправить» других людей или что мир был бы лучше, если бы все всегда слушали только вас.
Правило 2. Возьмите паузу.
Если вас раздражает то, что говорит или делает коллега, не реагируйте на это как бегун-спринтер на старте. Сделайте паузу, не выдавайте сразу свою реакцию. Слово не воробей, вы можете пожалеть о сказанном позже.
Правило 3. Помните о золотом правиле.
Обращайтесь с другими так, как вы хотели бы, чтобы обращались с вами. Вы удивитесь, как такт и доброта (такие простые человеческие слова, как «доброе утро» и «спасибо») помогают избежать массы негатива.
Правило 4. Каждый раз после общения с вами люди должны чувствовать себя лучше.
Даже если разговор был непростой. Как это возможно? Сосредоточьтесь на вопросах, которые нужно проговорить, на проблемах, которые нельзя игнорировать. Поинтересуйтесь мнениями окружающих и выслушайте их. Это правило особенно важно для руководителей, особенно сегодня, когда им необходимо поддерживать дух команды, как никогда.
Правило 5. Постарайтесь понять других, прежде чем быть понятым.
Об этом пишет и Стивен Кови в «/Семь навыков высокоэффективных людей/» – «сначала старайтесь понять других, прежде чем быть понятым». Что движет другими людьми? Что для них важно? Каков их стиль коммуникации? Каковы их сильные и слабые стороны?
Правило 6. Слушайте в два раза больше, чем говорите.
Слушайте других людей, чтобы понять их и воспринять информацию. Не прерывайте или подождите, пока собеседник сделает паузу, чтобы вставить свое слово. Не спешите с выводами. Задавайте вопросы, проясняйте его точку зрения.
Правило 7. Будьте открыты для обратной связи.
Если вы жалуетесь на проблему всем подряд (мы все часто так делаем) и играете в игру пассивной агрессии, вы только разжигаете проблему. Или, может, вы говорите одно, а делаете другое? Такие привычки могут настолько глубоко укорениться в человеке, что вы сами не будете замечать своего поведения. Получите обратную связь от руководителя, наставника или старшего коллеги, кому вы доверяете. Особенно если в конфликте задействован ваш начальник.
Правило 8. Прекратите сессии обмена негативом у кофе-машины.
Или в отдельных чатах в WhatsApp. Мы имеем в виду комментарии вида “Вы знаете, что они сказали/сделали?!” Остановитесь! Что вам дает этот выплеск негатива? На мгновение вам станет легче, конечно, но на деле вы только увеличиваете уровень стресса – своего и окружающих. Вспомните о правиле 2, отпустите эту тему, жизнь продолжается.
Правило 9. Допустите, что коллеги действуют из лучших побуждений.
Это правило из стоицизма. Не надо допускать, что все делается назло. Наоборот, допускайте, что люди действуют из лучших побуждений, считая свое поведение верным. Ваш начальник в последний буквально момент в пятницу вечером дает вам задание и просит его выполнить к полудню понедельника, и вот вы уже вовлечены в это все и должны помогать в разрешении ситуации. Несправедливо, вы говорите? Возможно, и на самом деле, очень раздражает: “неужели нельзя было спланировать заранее?!”. А, может, все не так просто. Такой сценарий случается в организациях то и дело. Приоритеты меняются, проблемы возникают из ниоткуда. Если вы сомневаетесь, как оно есть на самом деле, попробуйте допустить, что другие действуют из лучших соображений.
Правило 10. Просите помощи и предлагайте свою.
Если вы вместе работаете над общим проектом, фокусируйтесь на том, что привносит в работу каждый участник. Чем лучше вы понимаете своих коллег, тем яснее для вас будет, как с ними лучше работать. Какую помощь вы можете предложить, чтобы работа была выполнена? Какая поддержка нужна вам? Совместная работа над общей задачей помогает «навести мосты».
Бонус: Правило 11. Не бойтесь давать обратную связь.
Люди очень любят замалчивать проблемы, уходить в пассивную агрессию или итальянскую забастовку. “Мне за это не платят”, “я на это не подписывался”, “Это не моя работа”. Чаще всего мы все это говорим, потому что есть проблема, нерешенная, которая светит дополнительной работой. Не надо бояться их обсуждать, не надо бояться вызывать руководителя на беседу, не надо бояться дать коллеге обратную связь по тому, какую работу он вам передал. В конечном итоге, регулярная грамотная обратная связь приведет к общему выигрышу - вся ваша команда начнет работать лучше.
Вы и ваши коллеги, возможно, никогда не стали бы друзьями за стенами офиса, но у вас тем не менее есть отношения. Делая первый шаг, чтобы выслушать, понять, установить контакт и увидеть лучшее в других людях, вы поможете сделать эти отношения более продуктивными и конструктивными.