Найти тему

Как управлять диалогом. Тактика хлебных крошек

Иногда диалог уходит не туда. Вот вообще не туда.

Собеседник говорит не то, что вы хотели услышать, задает не те вопросы, на которые вы планировали отвечать, провоцирует и уводит от темы. А также лезет в такие дебри, из которых крайне сложно вылезти.

И тогда управление диалогом (перехват инициативы) становится в моменте главной задачей. Есть такая "тактика хлебных крошек", которая заключается в постепенном уводе собеседника (специальными приемами, как крошками, которые вы бросаете птичкам, или которые бросал Мальчик-с-пальчик, чтобы выйти из леса) к тому вопросу и решению, которое выгодно вам.

Управляю групповым диалогом :)
Управляю групповым диалогом :)

И чтобы управлять диалогом (перехватывать/возвращать управление), можно использовать ряд инструментов.

Правда, сработает это тоооолько в том случае, если у вас есть цель этого самого диалога. Иначе с высокой вероятностью вас будут вести (тянуть/тащить) туда, куда выгодно собеседнику, а вы будете плыть по течению. Собственно, в разговорах необязательных, незапланированных, спонтанных так часто и происходит.

Что конкретно делать?

  • Проявляйте инициативу в паузах.

Не вешайте больших пауз (кроме театральных ораторских, конечно))). Так повелось, что абсолютное большинство людей не любят паузы - они кажутся тяжелыми, неловкими, манипулятивными и какими угодно еще, кроме естественных. Поэтому каждый из нас в 95% случаев паузу пытается закрыть. Чем? Конечно же тем, что выгодно ему.

Поэтому в ваших интересах закрыть ее тем, что выгодно вам, не дожидаясь провокации, сложного вопроса или вовсе негативного комментария.

  • Говорите прямо.

Как ни удивительно, одним из инструментов управления диалогом является прямое управления диалогом :DDD

Например:

Предлагаю перейти к…
Давай(те) обсудим вопрос…
Пора нам решить…
Думаю, с этим вопросом можно закончить.

Это звучит странно, но по какой-то причине многим из нас сложно просто озвучить свои предложения, касающиеся как диалога, так и дальнейшего взаимодействия. Хотя, как я часто говорю, сказать по-русски через рот - самый простой и понятный способ.

  • Используйте вопросы-«эхо».

Вопросы-эхо - это не совсем вопросы в привычном для нас понимании. В смысле, они не направлены на прямой запрос информации от собеседника. Это такая ситуация, когда вы вычленяете из речи собеседника ключевые слова, и возвращаете нужные вам в вопросительной форме.

Например:

- У нас есть обязательные критерии отбора новых поставщиков, но сейчас нам хватает старых.
- Обязательные?
- Да, это прежде всего стабильность поставщика на рынке и готовность работать по предоплате.
- Стабильность?
- Конечно. Смотрим, сколько лет на рынке, сколько выполнил контрактов, с кем работал, с кем судился...

То есть, выделяя основные моменты, которые важны вам, вы, с одной стороны, показываете собеседнику, что хорошо его слышите, с другой - ведете диалог туда, куда выгодно вам.

  • Используйте грамотно выстроенную цепочку аргументов.

Конечно же, если в основном ваш диалог состоит из высказывания аргументов каждой из сторон, их последовательность будет играть большую роль.

По возможности выстраивайте свои аргументы по возрастающей (чтобы в конце оказались наиболее сильные, а точнее, "козырь в рукаве" - то есть аргумент, который сработает железно).

Например:

Наша компания, впрочем, как многие поставщики в нашей сфере, больше 10 лет работает на этом рынке.
Правда, в отличие от других поставщиков, мы являемся производителем, а не посредником, и поэтому даем более выгодные ценовые условия.
Именно благодаря этому с нами работают такие серьезные клиенты, как...
А главное, новым клиентам мы готовы давать товар на реализацию!

Ну и еще конечно обращайте внимание на логичность аргументов))

  • Задавайте встречные вопросы.

Этот способ более жесткий и провокационный, поэтому не назову его своим любимым)))) Но он тоже вполне применим.

В случае его использования вы просто игнорируете невыгодные вам вопросы, вместо ответа задавая вопрос собеседнику.

Например:

- Скажите, почему так дорого?
- По каким критериям вы отбираете поставщиков?

Основной риск этого метода - возникновение раздражение собеседника, который понимает, что не получает ответов на свои вопросы.

  • Используйте метод «перехвата инициативы».

А вот этот метод я как раз люблю очень (надеюсь и вы его полюбите))). Он заключается в следующем: коротко и нейтрально вы отвечаете на вопрос собеседника, и тут же, без паузы, пристраиваете к ответу свой вопрос.

Например:

А сколько это стоит?
Цена зависит от ТЗ, кстати, расскажите, что именно вам нужно?

В этом случае, в отличие от предыдущего, собеседник получается ответ на свой вопрос (пусть и не тот, который ожидал)), поэтому чувствует себя наааамного комфортнее.

А напоследок, говоря про управление, напомню вот что: вопросы (особенно нужным образом выстроенные) всегда работают лучше монолога!