Найти тему
История войн и оружия

Бомбардировщик Ланкастер во второй мировой войне

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Авро 683 Ланкастер был разработан на смену двухмоторному Манчестеру с недоведенными двигателями "Ролс Ройс Вечер". На новый самолёт решили поставить четыре двигателя "Мерлин", впервые он поднялся в воздух в январе 1941 г.

Авро Ланкастер четырехмоторный цельнометаллический среднеплан, основные стойки убирались в гондолы двигателей. Для бомб предназначался 10-метровый бомболюк, "унаследованный" от "Манчестера".

Через год уже целая эскадрилья была ими укомплектована, это были машины "Ланкастер" Mk I.

Характеристики Ланкастера Mk I. Экипаж 7 человек, движки "Мерлин" 20 по 1 460 л. с. На высоте 3505 м самолёт разгонялся до 462 км/ч. Потолок 7 470 м. Дальность составляла 2 671 км с 6356 кг бомб, в этом случае скорость падала до 388 км/ч.

Самолет с "Мерлином" 22 мог поднимать максимальный вес до 28602 кг, летать со скоростью 434 км/ч на высоте 5791 м. Дальность варьировалась 3942 км с 8859 кг бомб и 1641 км с 6356 кг.

Мотор "Мерлин" 24 имел мощность на взлете 1620 л. с. позволил поднять взлетный вес до 30872 - 32688 кг.

Этой модификации было выпущено 3 544 машины.

Следующая версия "Ланкастера" Mk II получила моторы "Геркулес" 6 мощностью 1 650 л. с. Выпустили всего 330 машин.

Версия Mk III получила различные варианты "Мерлинов" 28, 38, 224.

Вооружены самолёты были 8-10 7,7-мм пулеметами и несли бомбовую нагрузку нормальную 6400 кг, максимальную - 10000 кг.

Самолёт защищали двухпулеметные турели нижняя, верхняя и передняя. Хвостовая получила аж четыре пулемета, на поздних модификациях 7,7-мм пулеметы заменили на два 12,7-мм. Нижнюю турель часто снимали или для облегчения самолета или для установки радара. В самом конце войны появилась автоматическая задняя турель с радиолокационным наведением.

"Ланкастер" имел бронезащиту кабины, турелей и частей конструкции.

Первой боевой операцией стала постановка морских мин. Первой бомбардировочной боевой операцией стала произведенная 10 - 11 марта 1942 г. бомбардировка Эссена.

План бомбежек индустриальных районов Рура получил позднее наименование "Битва за Рур". Помимо Эссена бомбы должны были падать на Дуйсбург, Дюссельдорф, Бохум, Дортмунд, Берлин, Мюнхен, Штутгарт, Нюрнберг и Гамбург.

Получив самолёты английское командование решило возобновить дневные бомбардировки, которые были отменены из-за больших потерь двухмоторных бомбардировщиков.

Дело в том, что ночное бомбометание не давало большой точности.

Только позже будет достигнута договоренность с американцами, что они бомбят днём, а англичане ночью.

17 апреля 1942 г. "Ланкастеры" бомбили завод МАН в Аусбурге, где выпускались дизели для подводных лодок. Из 12 обратно вернулись 5.

Часть "Ланкастеров" приняла участие в "рейде 1000 бомбардировщиков" на Кёльн. Сбито 47 самолетов. Производство в городе полностью возобновили через месяц.

17 октября 1942 г. "Ланкастеры" произвели удачный дневной налет на французский оружейный завод "Шнейдера". Из 93 самолетов потеряли только один.

Ближе к концу года бомбардировщики нанесли удар по Генуе и Турину.

Известность "Ланкастер" получил из-за операции "Большая порка" бомбардировки плотин в промышленном районе Рур 17 мая 1943 г.

На бомбардировщики погрузили специальные "прыгающие бомбы" весом 4195 кг, которые перед подрывом закручивались и прыгали по воде, что позволяло бомбе преодолеть противоторпедные заграждения (сети), подобраться поближе к плотине и уже погружаться в воду как можно ближе к стенке дамбы. На глубине 10 м бомба взрывалась.

Самолёты специально доработали для несения таких бомб. Установили под углом два прожектора светящих вниз и если их свет сливался в одно пятно значит требуемая высота достигнута. Прицеливание осуществлялось по двум штырькам совмещаемым с реальными башенками на плотинах на Мёне и Эдере. Для успешного применения летчик должен был идеально выйти на цель на низкой высоте и раскрутить, а затем сбросить бомбу.

Две из трёх плотин удалось разрушить. Третья была только повреждена.

Сбили 8 самолётов из 19 атаковавших, 53 члена экипажа погибли, три попали в плен.

"Ланкастер" также мог поднять и другие очень тяжёлые бомбы. Самолет мог поднять бомбу для которой они не рассчитывался 3 629 кг. Как уже говорилось "прыгающую" 4195 килограмовую.

Специально для поражения немецких судов или подземных заводов изготовили бомбу 5 433 кг "Толлбой" или верзила, для нее подготовили "Ланкастеры" сняли всю броню, почти все вооружение, увеличили топливные баки.

В конце войны сделали еще более тяжелую бомбу 9 979 кг "Гранд Слэм" или большой шлем.

С марта по сентябрь 1944 г. авиация занималась обеспечением высадки союзников в Нормандии. Бомбардировке подвергались железные дороги, аэродромы, оборонительные сооружения, позиции ракет "Фау".ндекс картинки

Часть самолетов использовалась как целеуказатели и как машины радиоэлектронной борьбы.

С сентября 1944 г. "Ланкастеры" продолжили бомбардировки, тем более противодействие люфтваффе значительно снизилось.

25 апреля 1945 г. самолеты в сопровождении "Мустангов" бомбили убежище Гитлера в Бертесгадене. В ночь на 26 апреля "Ланкастеры" совершили свой последний боевой вылет, отбомбившись по нефтехранилищу в Осло-фьорде.

Всего произвели 7366 самолётов. Потеряно в боях 3345. За всю войну самолёты сбросили больше 608 тыс. тонн бомб (три четверти всех английских бомб в войне) в 156 тыс. вылетах.

"Ланкастер" стал настоящим самолетом-солдатом английских ВВС.

Спасибо за прочтение