Сергей Юрьевич Юрский — блестящий актер, режиссер. Народный артист. Обладатель трех орденов и множества премий.
Снялся более чем в 50 фильмах, сыгравший в нескольких десятках спектаклей. Это не считая четырех десятков телевизионных работ, озвучивания мультфильмов, дубляжа и прочего, и прочего ...
Человек неумной энергии и кристальной честности (за что не раз страдал) — настоящий гражданин, никогда не прогибаюшийся под обстоятельства.
Юрский — Актер
На мой, сугубо не профессиональный взгляд, Сергей Юрьевич Юрский, один из величайших актеров советского периода. В силу определенных обстоятельств, плохо воспринимавшийся государственной машиной, поэтому отодвинутый на второй план.
Ему даже звание народного артиста, да и то РСФСР, дали лишь в 1987 году. И это при его-то фильмографии.
Достаточно вспомнить его первые крупные работы: "Человек ниоткуда" (1961), "Республика ШКИД" (1966), "Золотой телёнок" (1968) и т.д.
Более поздние: "Место встречи изменить нельзя"(1979) или "Любовь и голуби" (1984).
А ведь Юрский долгое время был ведущим актером в БДТ. Его Чацкий и Эзоп гремели на театральных подмостках.
В Ленинграде, когда молодой Юрский играл Чацкого (а ему в театре это не очень давали делать) — на стенах театра люди писали: «Чацкий — только Юрский!». Мой отец, приехал из Риги, чтобы посмотреть этот спектакль. Я спросил его: «Ну как?» Он ответил, что когда, стоя смотрел спектакль с балкона, то боялся, что его арестуют за то, что он видит каким и как Юрский играет Чацкого! (с) из воспоминаний режиссера Камы Гинкас
30 лет в Ленинградском Большом драматическом театре под руководством Товстоногова. Там даже гардеробщицы за такой срок получали народных.
Юрский — Человек
Как бы кто не относился к Власти, каких бы политических взглядов не придерживался, люди чести, те кто, как флюгера не меняют своих взглядов, всегда вызывают уважение.
Да, можно, как Никита Михалков (безусловно талантливый актер и режиссер), ложиться под любую власть, нализывая себе преференций. Петь оссану Союзу при Брежневе, обливать его грязью при Ельцине, а потом воспылать любовью к монархии. А можно и по другому. В ущерб мирским благам, но сохранив честь и достоинство.
Сергей Юрский был из последних.
Его отец, потомок старинного дворянского рода Жихаревых (первое упоминание в 1573 году, еще при Иване Грозном), воспитал сына в традициях питерского дворянства (или если хотите интеллигенции, т.к. родился Сергей Юрьевич в 1935 году). Что не могло не отразится на дальнейшей судьбе Юрского — он никогда не перед кем не склонял голову.
Это прослеживается даже по его ранним годам. Окончив с золотой медалью школу, юный Сергей поступает на юрфак ЛГУ — один из крутейших факультетов Союза. Но увлекшись театром, на третьем курсе, поступает на актёрский факультет Театрального Института.
Здесь он тоже блестяще показывает себя, и уже на втором курсе приглашается в БДТ. Все пророчат Юрскому успешную карьеру, тем более в это же время его зазывают в большое кино.
Но у актера Юрского есть своя человеческая позиция, и она расходится с "линией партии и правительства".
Знаете, что поставил в своей первой режиссерской работе Сергей Юрьевич? "Кабалу святош" Булгакова! Где главные роли сыграли он и Олег Басилашвили. В 1974 году!
Это при том, что последнюю постановку этого произведения делал Эфрос (1966 г.), после чего был снят с руководства Ленкомом.
Даже в 2000-е, уже будучи в почтенном возрасте, Сергей Юрьевич Юрский не отступал от своих позиций. Всегда поддерживал слабейших, и никогда не выступал с модными среди актеров заявлениями о поддержки власти.
Накануне последних выборов в Госдуму, он поддержал призыв к созданию коалиции:
... с целью спасения России «от возврата к сталинизму, от национализма и старческого имперского синдрома, от репрессий во внутренней политике, от тотального воровства и попрания права.
На тот момент Сергею Юрьевичу был 81 год.
После этого, все оппозиционные СМИ объявили Юрского оппозиционером, но Сергей Юрьевич четко определили грань. Объяснил разницу между "позицией" человека и "оппозицией".
Юрский и Азербайджан/Баку
Баку застойных времен был этаким островком свободы. Чем-то схожим с Одессой. Интернациональные города, находящиеся на окраине Союза, могли позволить себе чуть больше, чем центральные столицы.
Особенно это касалось творчества. Здесь играл джаз, не ограничивались фестивальные фильмы, а театрах ставились чуть ли не диссиденты.
Когда у Юрского возникли проблемы с Властью, то именно азербайджанская киностудия пригласила к себе "изгоя".
Вот что сам Сергей Юрьевич рассказывал в интервью незадолго до смерти (в 2019-ом году):
Баку – город, который меня в своё время спас. Я этого никогда не забуду. Был период, когда в СССР я попал под запрет. Это отразилось как на съемках в кино, так и на публикациях в прессе, на радио и на телевидении, на всём. Некий такой «черный период» в моей жизни. Единственная киностудия в СССР, которая с теплотой ко мне отнеслась и дала возможность работать – это был «Азербайджанфильм», хотя я еще оставался какое-то время и в Большом драматическом театре им. М. Горького. Тогда практически начался новый период в моей жизни, и я стал часто ездить в Баку.
Первой работой Юрского стала главная роль в фильме "Дервиш взрывает Париж" (1976) — одна из лучших музыкальных комедий 70-х.
При съемках этого фильма стала ясно, что ментальность питерского интеллигента Юрского очень близка бакинской — никакого снобизма, никаких делений — все как одна большая семья.
Достаточно сказать, что фильм снимался на азербайджанском языке, поэтому Сергея Юрьевича должны были дублировать. Но он, из уважения к азербайджанским друзьям, решил сам научиться правильно произносить фразы по азербайджански.
Естественно, акцент все равно сильно чувствовался, но и азербайджанцы пошли на встречу, сказав, что говорит Сергей Юрьевич, как раз с французским акцентом (исполнял роль француза мусье Жордана).
Такое отношение, ко всем и во всем, быстро сделало Юрского своим в Азербайджане. Его непреклонность в принципиальных вопросах, и в то же время мягкость в отношении людей, столь уважаемые на Кавказе мужские черты, показали лицо настоящей русской интеллигенции.
Это вам не барин Никита!
В Баку Юрский знакомится с братьями Ибрагимбековыми и Юлием Гусманом, и тут же снимается у них в киноальманахе "В один прекрасный день" (1977). Затем, в том же году, в большой двухсерийной картине для детей "Лев ушел из дома".
В 1978 году, в картине "Дачный домик для одной семьи".
То, что было много-много лет назад… Жизнь в приморском курорте Загульба, дружба с замечательными людьми в Азербайджане – это всё моя добрая и тёплая память об этой замечательной стране. Я объездил весь Азербайджан со съемками. Был в Шемахе, в Кахи. Моя благодарность Баку безгранична. Всё тепло, которое мне было дано Азербайджаном на тот сложный период, я душевно все эти годы отдаю и Баку, и моим коллегам, связанным с Азербайджаном. (с) из интервью Юрского
В том же, 1978-ом, Сергей Юрьевич переезжает из Питера в Москву, где постепенно выходит из под опалы. В 1979 году, снимается в "Место встречи изменить нельзя", и окончательно занимает законное место одного из самых востребованных актеров СССР.
Но друзей из Баку не забывает. Всегда находит время для творческих встреч, моноспектаклей и участия в съемках.
В 1981 году, принимает участие в съемках "Не бойся, я с тобой".
Скажу важную вещь - в Баку я не просто работал, я там жил. Баку – это по-настоящему мой город. Поймите, эта память неизменна. Новый Азербайджан мне также удалось увидеть на открытие нового театра, тогда же мы дали концерт. Кстати, сегодня у многих людей я по-прежнему ассоциируюсь с Азербайджаном. В своё время я даже написал книгу под названием «Жест», где целая глава «Каспийский берег», посвящена именно Баку. Это и проза, и стихи, а главное – воспоминания. Тёплые и добрые воспоминания об Азербайджане… (с) из интервью Юрского
Я привожу только цитаты Юрского о Баку и Азербайджане, но есть и бесконечное количество воспоминаний о самом Сергее Юрьевиче от его бакинских друзей.
К сожалению, статья и так разрослась до невозможности, а длинные статьи мало кто читает, поэтому приведу только одно — краткую речь Юлия Гусмана на похоронах Великого Актера.
40 лет назад в Баку мы с Юрским жили в одном пансионате. У меня был очень болен отец, уже очень старый человек, бакинец, который с грустью сказал Юрскому: «Я всегда мечтал услышать, как Вы читаете прозу, но, к сожалению, мне это уже не доведется».
На следующий день, когда вся наша компания поехала в Баку, Юрский остался в пансионате. Он одел артистический фрак с бабочкой, артистические туфли, пришел в комнату к моему отцу и для него одного, единственного его зрителя — два часа читал прозу.
Через две недели мой отец умер. Я часто думаю о своем отце и при этом всегда вспоминаю Сергея Юрского.
Сергей Юрьевич Юрский ушел из жизни 8 февраля 2019 года.