Лично мне фильм Бертолуччи напоминает Библию в пересказе для детей. Там все рассказано четко, как в самом первоисточнике, но простым языком и с яркими иллюстрациями.
Если вы открыли эту статью, то сюжет фильма вы помните: уходит из жизни лама, а оставшиеся в монастыре монахи ищут ребенка, в которого реинкарнировалась его душа. На этот «статус» претендуют 3 детишек обоих полов из разных стран. 2-й временной слой сюжета связан с земной биографией Сиддхартхи Гаутамы – от 1-х лет жизни в царском дворце до перехода в нирвану.
Название фильму дано с учетом обоих временных пластов.
Отвечаю на вопрос в заголовке статьи: да, прототип «маленького Будды» существовал. Причем в разных временных слоях (выделенных тут) были разные прототипы.
Наше время
Поиски маленького человечка, в которого могла бы переселиться душа далай-ламы, покинувшего этот мир, организуются его сподвижниками-буддистами после его ухода «по ту сторону». Процесс поисков непрост и небыстр, порой он длится несколько лет.
Считается, что душа ламы уходит в новорожденного. То есть взрослый точно не подойдет. Нужна, так сказать, табула раза.
Ищут по определенным признакам:
- чаще это ребенок, родившийся неподалеку от Тибета (либо, на крайний случай, в Монголии, Китае...);
- должны появиться некие знаки, свидетельствующие, что ищущие – на верном пути;
Например, по рассказам монахов, при поисках нового вместилища души далай‑ламы XIII на священном для буддистов озере Лхамо Лхацо появились (якобы?) определенные буквы, задающие направление поисков.
- сам далай-лама, в это время присутствующий в физическом мире в забальзамированном виде, должен повернуть голову в сторону ребенка, в которого переселилась его душа.
Как видите, обряд корнями уходит в мифологию, причем не только исторически, но и психологически.
Найдя ребенка, на этом не успокаиваются. Его проводят через определенную систему проверок. Порой это тоже длится несколько лет. Прошедший испытания ребенок затем обучается в столице Тибета (Лхасу) у опытных лам.
Непосредственно перед постановкой «Маленького Будды», в середине 1980‑х гг., велись такие поиски реинкарнации души Линга Ринпоче, бывшего при жизни наставником далай‑ламы XIV.
Была организовала нacтoящая экспедиция. Ее возглавлял бывший слуга человека, чью душу теперь искали. В разных точках Индии нашли 4 мальчиков. Им дали такой тест: выбрать среди нескольких показанных экземпляров чёток те, которые принадлежали при жизни Лингу.
Победу в этом «конкурсе» одержал мальчик, который не просто сразу же показал нужные четки, но и, весело закричав, уселся к слуге на коленки.
Его и решили считать 7-й реинкарнацией души Линга Ринпоче.
Древняя история
В древней истории было 2 прототипа:
1) Миларепа Шепа Дордже, ставший буддистским монахом на Тибете.
Как и Сиддхартха, Миларепа родился в богатой семье. Поначалу он, реагируя на некоторые неприятности в семье, занимался магией и достигал при этом серьезных результатов. Но потом осознал ошибочность такого пути и стал искать буддийского учителя.
Как водится, учитель давал ученику уроки сложные и порой нелепые, а все затем, чтобы освободить его от последствий плохой кармы.
И таки да, как во многих подобных историях, в этой тоже присутствовал особенный сон – с твердым алмазом как многогранным символом.
В результате многих лет обучения, медитаций, сочинения песен и баллад, йогических тренировок и прочих практик Миларепа достиг высокого уровня.
По легендам, это был 1-й человек, поднявшийся до стольк высокого уровня просветления в течение 1 земного перерождения, не имея при этом никаких «бонусов» (заслуг в прежних воплощениях).
Бернардо Бертолуччи еще в 21-лентем возрасте прочитал книгу об этом наполовину (?) мифическом персонаже, затем в 1973 г. посмотрел вышедший фильм Лилианы Кавани «Миларепа» и спустя много лет, в 1993 г. поставил-таки фильм, частично опиравшийся на эту легенду;
2) собственно Гаутама.
Барнардо Бертолуччи любил книгу «Сиддхартха» Германа Гессе и ее экранизацию 1972 г. от Конрада Рукса.
Фильм собственно же Бертолуччи снимался в Непале вокруг легендарной ступы Боднатх, а в Бутане – в Паро, в крепости-монастыре Ринпунг-дзонг.
Отдельных лам в кино играют популярные буддисты, в частности Кхьенце Норбу.
Говорят, что далай-ламе кинокартина понравилась, как и Киану Ривз в главной роли. Правда, он сделал небольшое уточнение: Будда маленьким не бывает.
А вот другой лама, по свидетельству Киану Ривза, высказался так: «В любом из нас есть маленький Будда, он спит, надо лишь разбудить его».
Между прочим, Ривза взяли на эту роль потому, что он, по словам режиссера, излучал невинность. Кстати, сам Ривз признавался, что к этой роли он долго готовился морально (много читал, не смотрел телевизор, не слушал музыку, занимался йогой, ограничивал себя в еде). А после съемок в этом фильме пересмотрел свои взгляды на жизнь и стал более милосердным, например начал заниматься благотворительностью.
И еще кое-то
А еще маленьким Буддой назвали недавно умершего самого низкого в мире человека – непальца Кахендру Тапу Магара. И этот «титул» ему присвоил ведущий передачи «Мир наизнанку» Дмитрий Комаров, тепло относившийся к этому непальцу.
Ну, а что касается того, существовал ли реально собственно сам Гаутама… читайте пост «Можно ли считать Будду Сыном Божиим, святым или апостолом? Ответы теологов».