Найти тему

Убийство года, или история «Наполеона-расчленителя»: почему никто десятилетиями не обращал внимания на неадекватное поведение?

Уже несколько дней главной темой для обсуждения является жестокое убийство 24-летней аспирантки Анастасии Ещенко. В преступлении сознался ее возлюбленный, 63-летний ученый, историк и доцент СПбГУ Олег Соколов, которого буквально выловили из реки Мойки, где и поймали с поличным. Он пытался утопить рюкзак, в котором находились части тела убитой… Разбираемся в этой жуткой истории и рассказываем, что нужно знать об опальном ученом, который обвиняется в «преступлении года».

9 ноября весь Санкт-Петербург с самого утра был на пределе. Из реки Мойки достали уважаемого человека, доцента СПБГУ Олега Соколова. 63-летний мужчина при задержании вел себя не очень адекватно, а температура его тела опустилась до 26 градусов — серьезное обморожение. Но это не самое страшное. С собой у историка был рюкзак, который он пытался утопить в реке. Полицейские, которых вызвал бдительный таксист, открыли его и обомлели. Там лежали… женские руки. А еще пистолет.

-2

Соколова увезли в одну из больниц Питера, а стражи порядка отправились проводить обыск в квартире доцента — она находилась в 10 минутах ходьбы от места, где и «приняли» ученого. Там они обнаружили отрезанную женскую голову, которая предположительно принадлежала 24-летней Анастасии Ещенко, бывшей студентке Соколова и по совместительству его возлюбленной, а также окровавленную пилу...

-3

-4

Уже в больнице Олег Валерьевич признался, что накануне сильно поругался с Анастасией и в приступе бешенства застрелил ее. Позже, когда он понял, что сотворил, решил избавиться от трупа по частям, а не пошел в полицию, чтобы сдаться в руки правосудия. Потом «Соколов от дачи показаний отказался, сославшись на 51-ю статью Конституции (''Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников'')».

При этом убийство произошло еще 7 ноября, а 8-го к Соколову приходили гости! Однако они не заметили и не почувствовали ничего подозрительного. Как он сохранил хладнокровие и не выдал себя, остается загадкой, которую еще предстоит решить посредством психиатрической экспертизы.

Тело Ещенко (и то не целиком) нашли спустя два дня. У дома 4 по Гапсальской улице был обнаружен большой мешок, похожий на тот, в котором в Мойку сбросили другие останки Анастасии. «Мы практически уверены, что нашли тело», — сказал «Фонтанке» представитель городского СК РФ Сергей Капитонов. При этом уточняется, что туловище найдено не целиком. Собрать тело Анастасии криминалистам придется по частям…

-5

Об истории отношений Соколова и Ещенко начали рассказывать и бывшие студенты историка, и друзья Анастасии. Все, как один, говорили: доцента СПбГУ многие считали не совсем адекватным человеком. Он был вспыльчивым, экспрессивным и категоричным, а когда что-то происходило не так, как он хотел, становился грубым и агрессивным. «Я встречался с ним лично на реконструкции. Он много психовал, был не сдержан, если что-то шло не по его сценарию, казался высокомерным. Очень сильно вжился в роль Наполеона», — сказал очевидец.

-6

Об Анастасии говорят совершенно противоположное. Девушка была мягкой, скромной и очень умной: она сама и без особого труда поступила в СПбГУ, увлекалась историей XVIII и XIX веков, а тусовкам в клубах и на дискотеках предпочитала уютные вечера с книгой в руках.

При этом не была она и «тряпкой». «Настя не боялась высказывать непопулярное мнение, если считала его верным. Была очень честной и прямой, иногда — резкой. При этом Настя умела сопереживать и чутко слушать, была верным другом», — рассказывала подруга погибшей Полина.

-7

Анастасия влюбилась в статного историка с первого взгляда — они познакомились, когда девушка была на третьем курсе. По крайней мере, так говорят ее друзья и знакомые. Никто, однако, не может сказать, когда у нее с Соколовым начались романтические отношения — Ещенко понимала, что связь может повлечь за собой неприятные последствия, и не афишировала ее. Родители Соколова позже уточнят, что узнали о молодой сожительнице сына пару лет назад, а не пять, как пишут СМИ и утверждает сам арестованный.

Ещенко стала не только боевой подругой Соколова (он называл ее «Изабель»), но и соавтором его научных трудов. Вместе они написали работы «Российский посланник при дворе Жозефа Бонапарта в 1809–1812 гг.» и «Ранний период Наполеоновских войн глазами художника и воина Луи-Франсуа Лежена».

Студенты в разговоре с корреспондентами издания TJournal отметили: о любовных похождениях опального ученого с молодыми девушками знали все, даже руководство института. Однако Соколова не увольняли, ведь «и так все уходят, преподавателей уже не осталось». Свою роль сыграл и почетный статус историка. Однако многие предполагают, что дело не только в академических заслугах Соколова, но и в его «крыше» — историк находился под протекцией Виктора Батурина, шурина бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова.

-8

Батурин обожал военные реконструкции и часто спонсировал данные мероприятия, а Соколов был их главной звездой. Доцент считается основоположником этого движения в России. Он лично участвовал в постановках сражений Отечественной войны 1812 года и был фанатом Наполеона (даже когда-то заявлял, что является реинкарнацией французского полководца).

Правда, как только стало известно, какое преступление совершил Соколов, Батурин тут же открестился от него: «Сам его поступок не дает права на какие-либо комментарии. Смешно. Какая разница, когда он на меня работал? Совершено преступление, оно объясняет все и не требует никаких комментариев. Все, что было до этого, — бессмысленно. Есть только то, что совершено».

Бывшая жена Батурина, продюсер Яна Рудковская, была более словоохотлива и отметила в беседе с «Московским комсомольцем», что бизнесмен хоть и относился к Соколову благосклонно, но никогда не водил с ним тесной дружбы: «Конечно, он производил впечатление интеллигентного человека, но такого, немножко одержимого, наверное. Одержимого любовью к Наполеону. Может быть, поэтому он и сошелся с моим бывшим супругом. Но хочу сказать, что Виктор Николаевич не был его близким другом. Если он заказывал какие-то вещи или исследования, то всегда платил ему, то есть это не было в ''дружеских рамках''. Заказ сделал — платил».

-9

Как только имя Соколова в связи с содеянным замелькало в прессе и телеграм-каналах, активизировался его давний оппонент — публицист Евгений Понасенков. История их взаимоотношений запутанная и скандальная.

-10

Евгений публично обвинил историка в плагиате: мол, Соколов позаимствовал идеи из «Первой научной истории войны 1812 года» Понасенкова, причем заявил, что Олег Валерьевич увлекается кражей интеллектуальной собственности младшего коллеги аж с 2002 года (Понасенкову тогда было 20, а Соколову — все 46).

По итогам скандала даже состоялся суд, который ученый СПбГУ выиграл, однако это не остановило Понасенкова и его соратников. Евгений на своих занятиях постоянно (читай каждый раз) нелестно отзывался о своем противнике. А однажды на одной из открытых лекций Соколова студент поинтересовался, как историк относится к обвинениям Понасенкова. Мужчина накричал на нерадивого слушателя, а его охранники пинками вытолкали парня и его друга с лекции. Позже это назовут откровенной провокацией против доцента-гения и последовательной информационной войной.

9 ноября Понасенков на весь Фейсбук заявил: «Если бы меня послушали, человек, скорее всего, был бы жив. Я обращался и к ректору, и к директору института истории СПбГУ! Я предупреждал, что Соколов опасен! Почему они меня не послушали?!» — написал он.

И здесь Понасенкова не в чем упрекнуть. Действительно, еще в сентябре 2018 года он требовал уволить Соколова из университета. Основания были достаточно веские: в открытом доступе были и публичные обвинения в избиении со стороны студентки, и видеоролики с потасовки на лекции преподавателя.

-11

Уголовное дело историка СПбГУ Олега Соколова передали в петербургский суд!

ьский районный суд Петербурга зарегистрировал уголовное дело в отношении историка Олега Соколова, которого обвиняют в убийстве аспирантки. Заседание не станут проводить в дистанционном режиме.

Во вторник, 24 марта, Октябрьский районный суд Петербурга зарегистрировал уголовное дело в отношении историка СПбГУ Олега Соколова. Его обвиняют в убийстве аспирантки Анастасии Ещенко. Об этом пишет объединенная пресс-служба судов города.

Материалы дела переданы судье, к производству пока не приняты.

Ранее адвокат историка Александр Почуев заявил, что защита будет пытаться просить использование дистанционного формата на заседании, поскольку доставить доцента в Октябрьский районный суд не будет возможности.

-12

-13