Тяжелый танк производства СССР времен Второй Мировой войны. Выпускался серийно в множестве модификаций с марта 1940 по август 1942 года.
Необходимость создания тяжелого танка, несущего противоснарядное бронирование, хорошо понималась в СССР. Согласно отечественной военной теории, такие танки были необходимы для взламывания фронта противника и организации прорыва или преодоления укрепленных районов. Большинство армий развитых стран мира имели свои теории и практики преодоления мощных укрепленных позиций противника, опыт в этом был приобретен ещё во время Первой Мировой Войны. Такие современные на тот момент укрепленные линии как, например, линия Мажино или линия Зигфрида считались даже теоретически непреодолимыми. Существовало ошибочное мнение, что танк создан в ходе Финской кампании для прорыва финских долговременных укреплений (линии Маннергейма). На самом деле танк начал проектироваться ещё в конце 1938 года, когда стало окончательно понятно, что концепция многобашенного тяжёлого танка, подобного Т-35, является тупиковой. Было очевидно, что наличие большого количества башен хоть и является преимуществом в огневой мощи, но неизбежно влечёт за собой побочные эффекты в виде усложнения конструкции и как следствие её удорожание, скорости изготовления и меньшей надёжности. А гигантские размеры танка лишь утяжеляют и демаскируют его и не позволяют использовать достаточно толстую броню. Инициатором создания танка был начальник АБТУ РККА комкор Д.Г. Палов.
В конце 1930-х были предприняты попытки разработать танк уменьшенных (по сравнению с Т-35) размеров, но с более толстой бронёй. Однако конструкторы так и не решились отказаться от использования нескольких башен: считалось, что одна пушка будет бороться с пехотой и подавлять огневые точки, а вторая обязательно должна быть противотанковой — для борьбы с бронетехникой.
Новые танки, созданные в рамках этой концепции (СМК и Т-100), были двухбашенными, вооружёнными 76-мм и 45-мм пушками. И лишь в качестве эксперимента разработали ещё и уменьшенный вариант СМК — с одной башней. За счёт этого сократилась длина машины (на два опорных катка), что положительно сказалось на динамических характеристиках. В отличие от предшественника, КВ (так назвали экспериментальный танк) получил дизельный двигатель. Первый экземпляр танка (У-0) был изготовлен на Ленинградском Кировском Заводе (ЛКЗ) в августе 1939 года. Первоначально ведущим конструктором танка был А.С. Ермолаев, затем — Н.Л. Духов.
30 ноября 1939 года началась Советско-финская война. Военные не упустили случая испытать новые тяжёлые танки. За день до начала войны (29 ноября 1939 г.) СМК, Т-100 и КВ отправились на фронт. Их передали 20-й тяжелотанковой бригаде, оснащённой средними танками Т-28.
Первый бой КВ принял 17 декабря при прорыве Хоттиненского укрепрайона линии Маннергейма.
На начало Великой Отечественной Войны КВ-1 был практически единственным тяжелым танком Советского Союза. С марта 1940-го года эти боевые машины приумножились, но из-за многочисленных неурядиц половина из 386-и танков КВ-1 просто не приняла участие в боях, сказывалась новизна конструкции и поспешность внедрения в производство. Но те, кто все же принял на себя немецкие снаряды показал себя достойным своего легендарного немецкого прозвища. В начале войны у склонных к мистицизму немцев танк КВ-1 получил прозвище "Gespenst" (в переводе с нем. — "призрак"), поскольку снаряды стандартной 37-мм противотанковой пушки вермахта чаще всего не оставляли на его броне даже вмятин.
Первое появление на поле боя КВ-1 ввели немецких танкистов в состояние шока. До этого они практически не видели таких противников в Польше или во Франции. Танк практически не пробивался из немецких танковых пушек (например, немецкий подкалиберный снаряд 50-мм танковой пушки пробивал вертикальный борт КВ с дистанции 300 м, а наклонный лоб — только с расстояния 40 м). Противотанковая артиллерия также была малоэффективна: так, бронебойный снаряд 50-мм противотанковой пушки Pak 38 позволял поражать КВ в благоприятных условиях на дистанции только меньше 500 м. Более эффективным был огонь 105-мм гаубиц и 88-мм зениток. Соединения из 2-3 КВ и многочисленных т-26 и БТ-7 встречали немецкую атаку, или сами атаковали, сминали оборону противника и уходили в тылы: на заправку и починку. И снова из-за проблем в трансмиссии многие танки были оставлены экипажами прямо на полях сражений, многие оставленные танки тут же подрывались своими же танкистами. КВ всех модификаций использовались до самого конца войны. Но их постепенно вытесняли более совершенные тяжёлые танки ИС.
На службе Вермахта
Трофейные КВ-1 в годы Великой Отечественной войны находились на службе Вермахта под обозначением Panzerkampfwagen KV-IA 753 (r).