Князь Юрий Владимирович по прозвищу Долгорукий, потому что длань у него была длинна, и он хотел заполучить себе побольше дохода за счет организации торговых путей между Новгородом и землями восточными.
Москва при Долгоруком быстро стала торговым центром, куда сходились пучки дорог связи Ростова, Владимира и Ламской крепости. Рядом с последней располагалась важная речная магистраль через Оку к Дону. Там корабли тащили волоком бурлаки, отсюда и название города Волок Ламский, или Волоколамск.
Сухопутная дорога от Волока-на-Ламе до Москова была нужна новгородцам хотя бы в качестве зимнего пути. Туда, к Чертольскому броду (о нем мы рассказывали в прошлой статье) сходились пучки сухопутных дорог по обеим сторонам Москва-реки. Вряд ли у племени вятичей были средства на строительство своей части дороги с нужными мостами между двумя городами. А вот у князя Рюриковича такие средства имелись. Он захотел установить контроль за торговым маршрутом и брать налог с купцов, которым собирался дать отличную новую дорогу.
Вначале была построена дорога от Москвы до крепости на Ламском волоке, и уже затем от неё пошло ответвление в западном направлении: на Звенигород и далее на Смоленск. Волоцкая дорога выходила прямо к Пресненскому броду, то есть к селу Кудрино. Современная Кудринская улица отражает те далёкие времена, когда Волоцкая дорога только появилась, и была ориентирована на Чертолький брод.
В селе Кудрино Волоцкая дорога разделялась, и одно из двух её продолжений выходило по нынешней Малой Никитской улице к московскому посаду прямо к подножию 2-ой Арсенальной башне современного Кремля. В ту пору Кремля ещё не было, но его башня даёт нам направление на старую Волоцкую дорогу. Это та самая башня, у подножия которой при разбивке Александровского сада в XIX веке архитектор Бове построил свой грот «Руины».
Для своей цели он использовал руины её предшественницы, взорванной Наполеоном 1812 г. при отступлении из Москвы. Здесь когда-то был второй мост через р. Неглинку. Поднимаясь вверх наискось по склону Боровицкого холма, дорога вела к воротам Кремника. Так же, как вторая из двух древнейших московских дорог – Стромынка. О ней мы расскажем в следующий четверг.