- Избавиться от воронов было бы самым правильным, ваше величество. – С поклоном произнес Джон Фланстид. – Увы, но с ними я просто не могу продолжать свои наблюдения.
- Будь по-вашему. – Согласился король. – Вы не первый, кто жалуется на них.
Карл II, отдавший распоржение изгнать воронов из Тауэра, в тот момент не знал, как скоро он изменит свое решение. И по какой причине.
…Крепость Тауэр начали строить в 1077 году, по приказу короля Вильгельма Завоевателя, а вовсе не при Юлии Цезаре, как утверждал Уильям Шекспир. Часть южной стены, действительно, высилась еще на римских постройках, но то были только фрагменты, фундамент. Эту крепость задумали сразу для нескольких целей: она должна была символизировать могущество и силу новой династии, захватившей Англию, стать укрепительным и оборонительным сооружением, а заодно и королевским замком.
Но разработчик замысла – король Вильгельм – до финала не дожил. Тауэр закончили строить при Генрихе I, в начале двенадцатого века. Впрочем, некоторые последующие короли тоже привносили «свое»: Ричарду Львиное Сердце вздумалось Тауэр расширить, Генрих III занимался внутренним убранством, Эдуард I сделал то же, что и два предыдущих короля, и потратил столько денег, что в королевской казне образовалась дыра.
И почти с самого начала, как был построен Тауэр, его облюбовали… вороны. Не крикливые птицы, которых мы часто видим в парках, а гордые, самолюбивые, внушительных размеров вОроны. Кто-то из жалости или для развлечения начал подкармливать птиц, и с тех пор они поселились в пределах крепости. А затем остались навсегда – в Тауэре открыли королевский зверинец, и птицы всегда знали, у кого могут утянуть немного еды. Поскольку зверинец существовал больше пятисот лет, у воронов не было причин улетать прочь.
Когда Тауэр стал королевской тюрьмой, знатные заключенные, томившиеся в ней, пытались приучать умных птиц. Этому посвящен один из эпизодов серии книг «Проклятые короли» Мориса Дрюона. Вороны и в самом деле хорошо обучаемые пернатые, но в полной мере об этом узнали много позже.
В конце концов, популяция воронов серьезно расширилась, да так, что королевский астроном Джон Фланстид пожаловался на них и предложил истребить. Он рассказывал королю Карлу II, что птицы мешают ему наблюдать за звездами, и государь дал отмашку – пусть воронов прогонят.
По счастью, приказ короля не успели выполнить. Потому что тот же Джон Фланстид, изучая звезды и составляя по ним прогноз на будущее, с ужасом выяснил: едва вороны покинут крепость Тауэр, монархия падет. О своем открытии он немедленно доложил Карлу II, и тот предпочел поверить астроному. Королевская семья уже пережила одну революцию, отца Карла казнили в 1649 году, и государь не желал рисковать.
Но король внес ограничение на популяцию воронов. Его измененный приказ теперь звучал так: оставить в Тауэре только 6 воронов. Ни на одну птицу больше! Одному из членов гвардии, служащей в крепости, поручена специальная миссия кормить птиц и ухаживать за ними. Кстати, с семнадцатого века, чтобы не искушать судьбу, крылья всем воронам немного подрезают.
Со времен Карла II начали вести учет птиц. Постепенно появилась привычка давать им имена. А чтобы их различать, к лапе каждого привязывают ленточку «своего» цвета. Нынешние вороны состоят на государевой службе с очень неплохим довольствием: получают по 6 унций мяса каждый день и специальный сухой корм для птиц.
В двадцатом веке каждую птицу стали вносить в специальный реестр. В нем указывают имя, дату рождения, пол ворона, иногда и место, где птица родилась. Для удобства помечают особенности каждого: кто-то любит общение, кто-то угрюм, кто-то артистичен более остальных и прекрасно поддается дрессировке. Озорников могут уволить с работы: в 1986 году ворон по кличке Джордж был отправлен в Уэльский зоопарк, потому что регулярно повреждал телевизионные антенны.
Долгожителем среди тауэрских воронов считается Джим Кроу: он достиг возраста в 44 года. Нынешнее поколение птиц состоит также из 6 пернатых, и, так получилось, что все они носят имена скандинавских богов. Будущее британской монархии точно надежно защищено: птица Бранвен регулярно приносит потомство, а значит, вороны в Тауэре еще поживут.
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш и читайте больше увлекательных статей, посвященных истории Европы и России!