Первый рассказ цикла Студент здесь.
На четвертом курсе МИЭМ я стал основательно востребован, как проектировщик систем автоматики. У меня появилась вторая работа на кафедре приборов точной механики (ПТМ), так как современная точная механика не обходится без электроники. К тому времени я научился не только рассчитывать электронные схемы, но и на практике доводить их до ума. В этот год мне посчастливилось встретиться с очень интересным человеком. Звали его Мусаелян.
Руководил работой на кафедре ПТМ некто Мазуренко. Он обладал особым даром выдернуть из студенческой среды нужного человека для выполнения определенной работы. Проработав месяц на ПТМ и выполнив работу - три погонных метра миллиметровки, на которых была изображена рассчитанная мною электронная схема, я потребовал оплату работы.
Хитрый Мазуренко мне сказал, что в принципе заплатить он может хоть сейчас, но схему надо проверить. Тут я забеспокоился. Если я рассчитывал эту схему месяц, то сколько же ее будет проверять проверяющий? Но вот пришел «проверяльщик» молодой, веселый мужик и приступил к проверке моей схемы. Проверял расчеты он с помощью логарифмической линейки и все полотнище схемы осилил за час.
В этих действиях была какая-то мистика. Дело в том, что он нашел порядка десяти ошибок в моих расчетах. Тут мне стало не до оплаты. Я захотел обязательно узнать секрет этого парня. К моему удивлению Мусаелян с охотой поделился со мной своим методом. Взглянув на часы, он сказал: «30 минут на это будет достаточно». Затем он спросил:
- Скажите. Как Вы рассчитываете транзисторные схемы?
- По модели Молла-Эберса.
- Э… Да Вы совсем не представляете, как работает транзистор.
- А как по Вашему работает транзистор?
- Да очень просто. Это краник. Чем больше его открываешь, тем больше течет ток, пока не открыл его до конца. А эффективность открытия краника называется «Бета».
Такой профанации электроники я еще не слыхивал, поэтому сразу перевел разговор в практическое русло, предложив Мусаеляну рассчитать простой усилитель на одном транзисторе. К моему удивлению он сделал это при помощи краника и закона Ома буквально в две строчки. Самое главное, что формула получилась правильная. Тогда я дал ему импульсную схему. Эффект был тот же.
Затем он нарисовал мне балансный усилитель, который я рассчитал в мгновение ока, пользуясь все тем же краником и законом Ома. Мусаелян взглянул на часы и сказал: «Видишь. Уложились в пятнадцать минут». С этого момента, пользуясь этим вульгарным методом, я как-то враз научился считать все транзисторные схемы и даже те, которые видел впервые. Мусаеляна еще несколько раз приглашали на проверку моих расчетов, но больше ни одной ошибки он у меня не нашел, а я выучился так же как он, щелкая логарифмической линейкой просто вписывать номиналы в «слепую схему».
В то время добрая половина студентов работала в различных студенческих КБ и на кафедрах. В НИС (Научно исследовательском секторе) работали даже наши математики. Например, один студент математик признался мне, что провел серьезнейшее исследование автоматизированной системы медицинской диагностики. Он выстраивал вопросы по поводу симптомов таким образом, чтобы ответ на каждый вопрос системы отсекал половину всех подозреваемых болезней. На этом поприще он сделал поразительное открытие. Вопрос: «Ты Труп?», обращенный к трупу не только отсекает все возможные болезни, но еще и ставит диагноз. Такой вот суперэффективный вопрос.
На кафедре приборов точной механики я проработал до окончания института. Последнее приятное впечатление на меня произвел студент кафедры, который на кульмане рисовал нечто невообразимое. Это был механический прибор с вырывами, сечениями и разрезами. Чертил эту хреновину парень безо всякого напряжения и без наметок. Заметив мой интерес, парень спросил: «Это ты что ли электрик, который работает у Мазуренко»? Я кивнул. «Рассчитай мне соленоид, а я тебе заплачу».
Я сделал парню встречное предложение. Я рассчитываю ему этот глупый соленоид, а он рисует мне пятнадцать плакатов для защиты моего диплома. Эскизы плакатов я таскал с своем портфеле уже неделю, не решаясь приступить к этому поганому делу. Парень посмотрел на мои плакаты и со словами: «И только-то?» - обещал изготовить все к вечеру, но на соленоид дал мне три дня. В течение пятнадцати минут я рассчитал его соленоид и откровенно маялся не зная куда себя деть.
Через два часа я не выдержал и пришел на кафедру ПТМ. К моему удивлению все плакаты были готовы. Качество их изготовления было сверх профессиональное. Я протянул парню бумагу искаляканную расчетом соленоида. Парень был в восторге. Он сказал, что я сэкономил ему неделю упорного труда, на что я честно ответил, что он мне тоже сэкономил неделю. Мы расстались довольные друг другом. Когда я показал свои плакаты друзьям на родной кафедре, то они сразу спросили меня, сколько я заплатил? Потому что ТАК сделать никто из нас не мог. Я честно ответил. К концу недели все они имели комплект плакатов для защиты не худший чем у меня.
Я всегда подозревал, что профессионалы должны делать каждый свое дело и делать его на самом высоком уровне, но именно в тот момент почувствовал, что я прав.
P. S. В комментариях меня попросили поделитесь методикой расчета схем при помощи логарифмической линейки. Я изложил это в статье "Профанация электроники. 1. Прикидочные расчеты".
Уважаемые читатели ЗДЕСЬ, Вы можете скачать все байки целиком, в том числе еще и не выложенные в оригинальном варианте и без Дзен цензуры.
Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на мой канал, и если Вам понравились байки, то ставьте «лайки».
С уважением, Лолейт А.Т.
Читайте предыдущий рассказ "Студент. 24. ЭВМ Наири-2" здесь.
Читайте следующий рассказ "Студент. 26. Студенты в армии" здесь.
Об авторе баек читайте здесь.