Как вам такой поворот? Летом дельта Лены мелеет. Полноводная река разбивается на протоки, сосчитать которые не хватит и отцовского инженерного калькулятора. Относительно равнобедренный треугольник в сотни квадратных километров превращается в настоящую пустыню с барханами.
Рябая чешуя небесного дракона, который ни жив, ни мертв, существуя лишь в вашем воображении.
Песчаный берег истончается, подламывается, песок уносит стихия, местами обнажая острую гальку и торф.
Идем вдоль берега.
На пригорке — рыбацкая стоянка.
Несколько размотанных ветром и дождями бытовок, полуистлевшие деревянные сани, мятые бочки от топлива, ржавый остов "Бурана".
Вместо окон — окаменевшая мутная целлофановая пленка в несколько слоев. Буржуйка, из которой при помощи нехитрой технологии получают минимум электричество — достаточно, чтобы зарядить телефон и чтобы горела лампочка Ильича.
Застеленные нары, нехитрый набор утвари и накрытый клеенкой стол, на котором стоит стоят кружки, растворимый кофе и острый соус.
Кажется, что люди только что вышли, но печь холодна. Обманчивость полузаброшенного, полузабытого, как бы и несуществующего для большинства людей северного быта… Это, кстати, взаимно — виртуальный "фейсбучный" мир тут кажется совершенно бессмысленным и эфемерным.
На разведке маршрута в июле ребята встретили тут рыбаков из Таймылыра. Весной рыба мигрирует через протоки из Лены в Оленек, на зиму идет обратно, и хотя основной рыбный лов тут происходит зимой, ловят ее и летом, запасают в небольших ледниках, а потом ждут первого корабля. Во время этого медитативного процесса и произошла теплая встреча вездеходчиков из рыбаков. Сегодня мы в пустой бытовке без приглашения, но все равно — зашли и вышли, ничего не тронув и подперев дверь обломком старого весла — как и было.
Сыпучий, вязкий, устланный ледником берег местами обрывается, вынуждает нас нас рушится в протоки, идти то по воде, то по призрачной суше.
Ветер гонит поземку, она как я потом уже понял здорово отпескоструила лежащий на коленях ноутбук Asus и две камеры Olympus. Но техника проверенная — держит удар.
Перебираемся через протоки.
Впереди — корабль. Причаливший к берегу "Гидрограф Любимов" — яркая клякса на этом безлюдном пейзаже. Капитан ждет высокой воды, чтобы продолжить путь, но с мостика не слышно приветственных криков. Будто бы само собой разумеющееся — подумаешь, появились из ниоткуда шесть вездеходов.
Несмотря на ветер, поднимаю коптер. На экране пульта — сплошные красные ошибки компаса. Винтокрылый малыш без сигнала GPS подвластен стихии больше, чем мне. Несмотря на это, поднимаюсь выше.
Вездеходы на экране — лишь коробочки, как в компьютерной игре, горизонт рушится набок, мощный порыв ветра подхватывает коптер и несет его куда-то в бескрайнюю тундру над высоким берегом. Экстренная посадка неминуема! направляю коптер вниз, он летит неуправляемо, слишком быстро, кувыркается в полете, вижу, как вращается рыжий травяной ковер и озера. Потом — черно-белый экран и надпись Disconnected. Приплыли.
Дальше — как обычно. Ругаюсь на себя вслух, карабкаюсь по склону вверх, ломая ногти и ощущая полные сапоги песка. По болотистому покрову из острой травы, проваливаюсь по пояс, скачу, пытаюсь найти азимут, по экрану стремительно садящегося телефона обнаружить точку падения. После этого мокрого получаса, в километре нахожу коптер лежащий винтами вниз в болотной линзе на берегу сравнительно большого озера. Вылавливаю аппарат, из всех щелей льется вода, одна нога и пара винтов сломаны. Главное, цел подвес и флешка. О дальнейших полетах, похоже, речи уже не идет. Возвращаюсь с добычей обратно…
На анализ ситуации нет времени — солнце не торопясь валится за горизонт, а мы плывем-едем дальше. Обходим корабль по воде.
Нырки в воду окатывают водой через открытое ветровое стекло.
Скоро стоянка, разбиваем лагерь. Двухкомпонентный суперклей и новые винты делают свое дело — коптер снова жив, и висит над лагерем для просушки.
А это значит, новой съемке быть. Но это уже в следующем посте, а пока я заползаю в палатку, и смотрю на закат.
Текст и фото: Артем Ачкасов. Фото сделаны на Olympus OM-D E-M1 Mark II Продолжение следует! Читайте также предыдущие части рассказа о моем путешествии по Якутии с проектом "72 Широта" на вездеходах в августе-сентябре 2019 года: