Непросто подобрать слова для начала статьи, которая расскажет о физических процессах, являющихся для большинства из нас настолько явными с момента рождения, что в повседневной жизни мы, как обыватели, даже не задумываемся о том, какова на самом деле природа этих процессов, их эстетика, психология и культура. Цветопередача и цветовосприятие - тема раздела "Теория цвета".
Зрительно воспринимая окружающее нас пространство, мы довольно часто можем анализировать наличие или отсутствие цвета ("Как же здесь уныло" или "Какая красочная лужайка"), намного реже анализируем цветовые акценты ("Интересно, почему эта рекламная вывеска фиолетового цвета?"), и практически никогда не задумываемся о том, является фиолетовый цвет основным, составным или дополнительным цветом. В общем, воспринимаем всё, как факт. Это мы, как обыватели. А учитывая тематику сайта, говорить о цвете мы будем с точки зрения фотографа или видеографа, которые в своём творчестве призваны решать одну единственную задачу – привлечь внимание зрителя-обывателя к своей работе. Напомню (и мы об этом говорили в статье "Композиция кадра и правило третей"), что основная нагрузка в решении этой задачи ложится, во-первых, на эмоциональную наполненность фотографии или фильма, во-вторых, на грамотное использование средств построения композиции кадра. Но именно цвет способен не только передать в кадре окружающий нас мир таким, каким мы его привыкли видеть (или фантастический мир, каким его видит режиссёр), но и усилить влияние картинки на сознание зрителя путём создания цветовых акцентов или тональной перспективы. Именно этими факторами было вызвано стремление наших предшественников окрасить чёрно-белые фотографии и фильмы в цвет.
Мне не хотелось бы делать из этой статьи научный доклад, тем более что оптика, как раздел физики, преподаётся в школьном курсе, поэтому в статье мы расскажем о колористике, как науке, а также рассмотрим особенности цветовых моделей, в которых чаще всего приходится работать фотографам или видеографам.
Итак, цвет – это субъективная оптическая характеристика электромагнитного излучения, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения. Проще говоря, цвет – это ощущение, возникающее в мозге, которое человек испытывает при попадании ему в глаз световых лучей, возбуждающих или тормозящих рецепторы (колбочки) глазной сетчатки. Из определения сразу видно, что цвет способен влиять на психику человека. Почему эта характеристика субъективная?
Во-первых, одни и те же световые воздействия могут вызывать разные ощущения у разных людей из-за различия комплекса физиологических, психологических и культурно-социальных факторов. Во-вторых, цвет может проявляться в двух формах: отражённый свет от объекта (красное яблоко - психологическое ощущение) или источник света определённого цвета (красный свет - однозначная характеристика). Из этого следует вывод: для каждого наблюдателя истинный цвет тот, который видит он сам!
Казалось бы, данный тезис развязывает руки художнику (фотографу, видеографу, режиссёру) и предоставляет полную свободу выбора: а пусть в кадре конь будет красного цвета! И цветовой акцент хороший, и кто-то, страдающий дальтонизмом, увидит его в естественных красках. Давайте смоделируем ситуацию: картинная галерея, среди экспонатов – "Купание красного коня" Петрова-Водкина, мама с сыном подходят к картине. Сын удивлённо: "Мама, а разве кони бывают красными???", мать: "Нет, не бывают… Но таким его увидел художник…". С одной стороны полное отсутствие цветовой эстетики, вызывающей у зрителя диссонанс, а у критиков рассуждения типа: "На картине изображён обнажённый образ народа, пытавшегося оседлать красного коня революции 1905-1907г. …" (мнение автора статьи). С другой стороны, "Купание красного коня" - отличный пример современной цветокоррекции изображения TEAL&ORANGE(когда контраст изображения достигается за счёт того, что смысловой центр окрашен в тёплые "телесные" цвета, а фон формируется из холодных голубых оттенков, расположенных в современном цветовом круге на противоположной стороне вектора). Получается, Петров-Водкин на 100 лет раньше использовал данную специфику цветопередачи, чем это продемонстрировали, как пример, создатели "Трансформеров". И продукт получился очень даже коммерческий в обоих случаях.
Как же найти ту грань между диссонансом и гармонией, между эстетикой и вульгарностью? Опираясь на исследования физиков, химиков, физиологов, психологов и обобщая эти знания в единое целое, появилась наука колористика, которая включает в себя законы: цветовых контрастов, смешивания цветов, колорита, цветовой гармонии, цветового языка, цветовой культуры и цветовой эстетики. И каждый фотограф и видеограф, желающий добиться наилучшего результата в своей работе и достичь каких-то высот, обязательно должен изучить законы колористики.