Найти в Дзене

НЕПРОСТАЯ СУДЬБА ИСААКА ГОЛЬДБЕРГА: ВОЗВРАЩЕНИЕ

Пунктиры биографии одного из видных писателей Сибири, который «все лучшее, что создал, было поставлено на службу интересам советского народа» (как написано о Гольдберге в предисловии к «Поэме о фарфоровой чашке», которая вышла в свет в 1959 году, спустя два года после его реабилитации), вполне типичны для человека, жившего на сломе исторических эпох. Родился в большой семье, сосланного в Сибирь из Минска кузнеца. Рано начал работать. В 1902 году окончил Иркутское городское училище с мечтой поступить в университет, но вместо этого был арестован за участие в деятельности ученической группы «Братство». Из воспоминаний Исаака Гольдберга:
«У нас были "старики", политические ссыльные. Вокруг них мы, юные, начинающие жить, находили своеобразную атмосферу, отличную от той, к которой мы привыкли... Оторванные огромными расстояниями от центров, мы благодаря этим "агентам революции"... не теряли связи с настроениями, которые волновали и баламутили далекий большой мир…» Когда «большой мир» со всем
Оглавление

Пунктиры биографии одного из видных писателей Сибири, который «все лучшее, что создал, было поставлено на службу интересам советского народа» (как написано о Гольдберге в предисловии к «Поэме о фарфоровой чашке», которая вышла в свет в 1959 году, спустя два года после его реабилитации), вполне типичны для человека, жившего на сломе исторических эпох.

Родился в большой семье, сосланного в Сибирь из Минска кузнеца. Рано начал работать. В 1902 году окончил Иркутское городское училище с мечтой поступить в университет, но вместо этого был арестован за участие в деятельности ученической группы «Братство».

Из воспоминаний Исаака Гольдберга:
«У нас были "старики", политические ссыльные. Вокруг них мы, юные, начинающие жить, находили своеобразную атмосферу, отличную от той, к которой мы привыкли... Оторванные огромными расстояниями от центров, мы благодаря этим "агентам революции"... не теряли связи с настроениями, которые волновали и баламутили далекий большой мир…»

Когда «большой мир» со всеми своими переломными событиями пришел в Иркутск, Гольдберг окунулся в него с головой. Он становится одним из виднейших иркутских эсеров, членом партии которых был вплоть до 1918 года. Ему была уготована участь и одного из известных ссыльных, переживших ссылку сначала в Братский острог, затем – н Нижнюю Тунгуску. Гольдберг-публицист известен своим сотрудничеством с ведущими сибирскими газетами и журналами, в числе которых «Голос Сибири», «Забайкальская новь», «Земля», «Сибирская жизнь», «Чита» и многие другие. Гольдберг-редактор выпускает общественную газету «Гаудеамус» и редактирует «Иркутскую газету», а впоследствии становится одним из руководителей крупной газеты «Сибирь». 

10 марта 1917 года именно Исаак Гольдберг открыл торжественный митинг в городском театре по поводу победы революции. Тогда же его избрали в Думу от еврейской общины…

Политическая жизнь Гольдберга не менее разнообразна. Эсер, социалист-революционер, примкнувший к колчаковской оппозиции, принимавший активное участие в свержении власти Колчака…

После гражданской войны, Исаак отошел от политических дел (насколько это вообще возможно), чтобы заниматя любимым делом: литературой… Итогом этого стало участие в создании Союза писателей Иркутска, который отправил Гольдберга своим делегатом на Первый съезд советских писателей. Затем 1937-й – обвинение в терроризме и шпионаже в пользу Японии… Расстрел…

«Братство»

С большой уверенностью можно сказать, что судьба Гольдберга была определена, когда его, девятнадцатилетнего, впервые арестовали за принадлежность к ученической группе «Братство», которая издавала нелегальный журнал в 1902 году.

История группы одновременно типична, интересна и трагична в равной степени. Тринадцать молодых иркутян, которых объединила страсть к литературе и политике, в стороне от которой в начале 20 века было просто невозможно оставаться. В группу входят Марк Азадовский (который станет известным филологом), Владимир Прусс (будущий основатель часового дела в СССР), братья Винеры и братья Файнберги (чьи купеческие фамилии вписаны в историческую память Иркутска)… Многие члены «Братства» погибнут, не избегут – как и сам Гольдберг – репрессий, будут перемолоты машиной забвения… Но постепенно восстанут из небытия благодаря потомкам…

Так в 2019 году выпускница Санкт-Петербургского института культуры, талантливый молодой режиссер Ксения Холодина поставила спектакль «12 друзей Гольдберга», который основан на исторических фактах деятельности «Братства»…

Премьерный показ спектакля был приурочен к 135-летию со дня рождения писателя и состоялся в Иркутском Доме актера в августе прошлого года. Спектакль получил хорошие отзывы критики, и его показ был запланирован в рамках Международного книжного фестиваля Книгамарт, который проходил в Иркутске.

Письма к Анне Кроль

Еще одним событием по восстановлению исторической справедливости в деле сохранения памяти об Исааке Гольдберге стал выход в свет книги Станислава Гольдфарба «Непрочитанный Гольдберг».

В 1922 году в Иркутске Исаак Гольдберг встретил Анну Кроль, но уже через год она была вынуждена уехать в Санкт-Петербург, откуда вскоре эмигрировала во Францию, к родителям. Ее жизнь впоследствии сложится трудно, но все-таки счастливо. Во время войны она, как участница французского Сопротивления, попадет в Освенцим. Выживет. И станет работать в парижской индустрии красоты, где к ней придет успех. Она проживет долгую жизнь, которую на всем ее протяжении будут освещать письма Исаака из далекого Иркутска… Он будет писать ей всю оставшуюся жизнь, рассказывать в письмах обо всем, что его тревожит и, прежде всего – о своей тоске в разлуке и о любви…

Сегодня письма Исаака Гольдберга к Анне Кроль (сорок девять писем на 193 листах) хранятся в Российском государственном архиве литературы и искусства. Часть из них опубликована в книге «Непрочитанный Гольдберг» и является живым свидетельством яркого литературного таланта этого человека, память о котором возрождается спустя годы.