Роль Петра I в развитии судостроения в Дединове отмечали многие авторы, начиная еще с XVIII века. Например, А. Щекатов писал: «При церкви Святой Троицы хранится образцовый струг, государем Петром Великим жителям данный, дабы оному в строении судов последовали, в чем через ежедневное упражнение в сем искусстве мало по малу и успели». Однако конкретное содержание перемен, произошедших в строительстве судов в Дединове в петровские времена, никто из названных авторов реконструировать, естественно, не пытался. А между тем перемены с конца XVII до середины XVIII века в этой области произошли весьма существенные.
Судя по сохранившимся описаниям в XVII – начале XVIII века, мы встречаем на Оке исключительно крупные суда, способные поднимать грузы к Москве только по большой воде весной и после осенних дождей. Ситуация принципиально изменилась ко второй половине этого столетия: на Оке уже ходили специализированные средние струги: окская коломенка и орловка.
Петр I на дединовской верфи
Петр I на дединовской верфи
Из донесения рязанского губернатора 1784 года мы узнаем, что «…в селе Дединове на Оке строятся суда из пильного леса; оный приходит полой вешней водой сверху Угры и Цны, величиною четырнадцать сажень маховых строится их в год до двадцати судов…». Уменьшение размеров судов позволило им сравнительно легко преодолевать мели средней Оки и Москвы-реки. Но это было не единственным достоинством судов второй половины XVIII века. Важным новшеством стала их долговечность: теперь суда использовались не один сезон, как раньше, а в течение 4-5 лет. Причину этого мы узнаем из ответов корреспондентов Вольного экономического общества 60-х годов XVIII века, которые сообщали одну важную деталь: идущие с Волги суда «низовые больше двух или трех вод не возьмут, понеже оные конопатят хворостом, а не пенькою, но здешние пенькою, и потому против здешних и хуже». Есть основания предположить, что названные изменения произошли под прямым воздействием петровских реформ. Лично Петр I дважды бывал в Дединове. Во время первого азовского похода в мае 1695 года остановка здесь была случайной. Как Петр сообщал А.А. Виниусу, «ветры нас крепко держали в Дединове два дни…». Второй раз в Дединове Петр остановился специально в 1722 году во время Каспийского похода. Походный журнал 1722 года зафиксировал: «В 5-м часу после полудня проехали Дединово, а Его Величество в верейке заезжал; а оттуда 20-ть верст проехав, ночевали в Перевитеске; а Его Величество, не доехав того места верст 8-мь тамож ночевал» (видимо, Петр остановился в Белоомуте). Это посещение Дединова, связанное с отставанием от каравана, было отнюдь не праздным, император желал увидеть, как в Дединове работает созданный им в 1718 году центр речного судостроения. Основание данного центра, видимо, было связано с доставкою в Дединово с Москвы-реки так называемой «петровской коломенки» (видимо, для обслуживания мелководной Москвы-реки это судно и предназначалось).
Изображение коломенки из книги чертежей и рисунков, составленных П. А. Богославским к книге о купеческом судостроении в России
Изображение коломенки из книги чертежей и рисунков, составленных П. А. Богославским к книге о купеческом судостроении в России
Указом 1718 года предписывалось: «Судно, называемое коломенка, которое я переделал, послать в Дединово, заплатив хозяину деньги, и там оную поставить, чтобы против ее все вновь делали, под наказанием и ссылкою вечною на галеры, если инако начнут делать». (Именно это судно упоминал А. Щекатов). Доставленная коломенка в Дединове была помещена в Никольский предел Троицкой церкви, и этому образцу, действительно, начали строить суда мастера всей Оки. Во всяком случае, в Роль Петра I в развитии судостроения в Дединове отмечали многие авторы, начиная еще с XVIII века. Например, А. Щекатов писал: «При церкви Святой Троицы хранится образцовый струг, государем Петром Великим жителям данный, дабы оному в строении судов последовали, в чем через ежедневное упражнение в сем искусстве мало по малу и успели». Однако конкретное содержание перемен, произошедших в строительстве судов в Дединове в петровские времена, никто из названных авторов реконструировать, естественно, не пытался.
Церковь Троицы в селе Дединово
Церковь Троицы в селе Дединово
А между тем перемены с конца XVII до середины XVIII века в этой области произошли весьма существенные. 1720 году нижегородский вице-губернатор Ржевский сообщал, что «в Нижнем и в прочих местах сделано судов по дединовскому образцу – 89...». Ряд других особенностей судов начала XVIII века называют письменные источники этого времени. Так, в указе 18 июля 1722 года Петр с удовлетворением отмечал: «О стругах, чтоб с скобками не делать, указы давно посланы, по которым только по Оке не делали, как Я видел, потому что ездил по тем местам комендант Московский Измайлов и чинил наказание…». Как видим, первым требованием Петра было изготовление судов «без скобок», и к 1722 году на Оке оно исполнялось. Указ предписывал гораздо большее использование железных гвоздей, требуя: «…где какие железные и деревянные гвозди биты, так и делать…». Другим требованием царя-реформатора было строительство судов из просушенных досок: «… по Оке и по Волге заготавливать заранее леса нынешнею осенью и зимою, а наипаче доски, чтоб оне через будущее лето с другой осени могли просохнуть для лучшей крепости судов; а не тогда готовить леса, когда суда строить, как прежде было, ибо прежние суда с скобками делались для того, понеже в сырых досках конопать держаться не может, но когда рассохнутся, выпадает, того ради, чаю, сей дурацкий способ выдумали и делать суда по указу новым манером без скобок так, как Его Величество в бытность свою в Дединове, тамошним Бурмистрам и плотникам Сами указывать изволили…».
Дединово, р.Ока
Дединово, р.Ока
Возможность указывать лично дединовским плотникам Петр имел как раз во время его остановки в селе в 1722 году. Упоминаемый в указе 18 июня 1722 года объезд Московским комендантом И.Измайловым реки Оки был произведен в декабре 1720 года. В письме от 12 декабря 1720 года Измайлов сообщал о своем маршруте: ездил «…в Дединово, в Ловцы, в Переславль Рязанский. А на Орел, в Мценск, в Дешкино посылал для осмотру и описи судов, не явятца ль где вновь строенных старым манером. А сам для того не ездил, что в тех местах вновь судов не делают… А в Нижний Новгород и в другие места по Оке реке поеду с первой недели Великого поста». Отчет интересен тем, что называет все места верхней и средней Оки, где в 1720 году велось строительство тех самых судов без скобок. Как видим, введение жестких требований к изготовляемым судам привело к сокращению числа судостроительных центров на средней Оке фактически до двух: Дединово – Ловцы (это два соседних села) и Переяславль-Рязанский. Все другие судостроительные центры верхней Оки к этому времени полностью потеряли свое значение. Как самостоятельное образование Дединовский судостроительный центр, видимо, функционировал до учреждения в 1722 году партикулярной верфи в Нижнем Новгороде, в ведение которой он и был передан.