В настоящее время у нас есть уникальная возможность для того, чтобы понаблюдать за тем, что происходит внутри кратера. По приблизительным расчетам за годы горения из недр земли вышло около десятка миллиардов кубичсеких метров газа. В глубину Дарваз уходит на 20 метров, что сопоставимо с высотой дома в 7 этажей, ширина отверстия равна шестидесяти метрам. Языки пламени достигают высоты 10-15 метров.
Сначала газ, поднимаясь с глубины земли, попадает в колодец, где поджигается и сгорает, выходя на поверхность в виде огромного количества языков пламени. Так и нерешённая проблема заставила снести близлежащую деревню, чтобы уберечь её от пожара, а её жителей переселиться в другое место. Президентским указом также было поручено найти экологически безопасное решение для проблемы с колодцем Дарваз, которая опасна для природы, добычи полезных ископаемых в этой местности, осуществить конкретные действия по её устранению, чтобы газ, находящийся там, не уходил впустую.
Исследование канадского путешественника.
В 2013 году исследователь Джордж Коронис поставил себе цель – пробраться на дно газового огненного кратера, собрать там образцы породы, изучить их и понять - возможно ли выживание при таких условиях для живых существ. Разрешение было получено, собралась команда, было проведено множество тренировок с нанятыми каскадёрами. В качестве имитации огненного колодца Коронис, одетый в спец. униформу, сделанную из жаропрочного кевлара, не пропускающего жар, осуществлял спуски и подъёмы со скал. Даже с такой подготовкой Коронису было очень тяжело справиться с таким спуском, это было сравнимо с походом на Марс, но он смог собрать грунт, провести съёмку. В образцах грунты были обнаружены бактерии, которых не существует на поверхности земли, но процветают в раскалённой породе. Это позволило сделать предположения об условиях на других планетах галактики.
По возвращению Коронис описал «Врата Ада» так: «там везде горят миллионы крошечных огоньков. Поразительно – я не увидел нигде никакого дыма, слышал только звук – мощный, нагнетающий, напоминающий гул реактивного двигателя.»