Про слонов.
В 1900 году в Африке, по организованной Английским географическим обществом программе, насчитывалось не менее одного миллиона особей. Повторно вернулись к этому вопросу в 50х годах прошлого века и насчитали уже чуть более полумиллиона. В 2008 году была еще раз инициирована всеафриканская перепись слонов, с обращением во все заповедники континента и соответственные службы всех стран. Печальный результат. В дикой природе слонов осталось не более 100 000. 90% популяции истреблено за период резкой индустриализации Африканских стран.
Еще один интересный факт. В 70х годах итальянские охотники глубоким вечером застрелили огромного слона. Оказалось, что слон имел с детства повреждение хобота. Хобот был полностью атрофирован! Слон без хобота полностью беспомощен. Ни поесть, ни попить, ни в грязевой душ сходить. Оценка внутренностей и бивней слона позволила установить примерный возраст исполина – ему было более пятидесяти лет! Так вот, представляете, какое стадное чувство у этих прекрасных животных. Все стадо кормило, поило и мыла этого слона пятьдесят лет! Ухаживали за собратом! Это сложно представить!
Ну и третьий факт. Современные ученые наблюдатели набирают интересную статистику, что с каждым годом слонов, рожденных без бивней, становится все больше и больше. Неужели природа включила собственный механизм защиты? (огромный 2х метровый бивень слона на подставке в сувенирном магазине стоит 1300 долларов США)
Деятельность людей резко ухудшает качество жизни животных, вытесняет их с привычных территорий, ограничивает перемещения. Сейчас только несколько стран (ЮАР, Ботсвана, Танзания и Кения) имеют специальные государственные программы по сохранению популяции этих красивых и самых больших сухопутных животных. А ведь в Африке на грани вымирания находятся еще и другие животные. Кстати, носорогов видели всего два раза за всю поездку. Интересно поискать данные по их популяции. Доживем ли мы до новости «В Африке умер последний слон»? На самом деле, страшно.
Буквально через пару дней мы привыкли и к зебрам, и к жирафам, и тем более к различным стайкам антилоп вдоль дорог. Не говорите мне, что эволюционная система создала жирафа. Этому бедняге приходится так раскорячиться, чтобы попить, что эволюционная линейка рассыпается в пух и прах. Всю дорогу только встреча со слонами вызывала у нас восторг и восхищение. Для фото-охоты в Африке нужно иметь серьезные ЗУМ объективы, кучу времени и денег на рендежров, которые помогут с поиском зверья. Я же снимал зверей в основном на видео, т.к. они быстро отходили от дороги, меняли дислокацию, ну и 20ти кратный зум на камере позволял выхватить интересные кадры.
Так мы и ехали с бесконечными фото-видео-остановками. К вечеру очередного дня мы добрались до воды — дельты реки Окованго. Это единственная дельта из которой вода не попадает ни в какое море или океан. Она просто исчезает здесь. Территория представляет собой огромный тростниковый лиман площадью около 20 000 квадратных километров. Примерно как Словения, или в период большой воды как Македония. Просто огромная заболоченная территория. Молниеносно договариваемся с местными о закатной прогулке по воде.
Часть нашего экипажа забирается на крышу лодки и взирает от туда на просторы. В лучах закатного солнца железная лодка практически летит над водой, облака сливаются со своими отражениями в воде, а закатные лучи добавляют в этот коктейль нотки страсти и огня. Еще одно яркое впечатление попало в копилку. Уже возвращаясь в сумерках в сторону нашего лагеря, мы встречаем группу приятных бегемотов. Они замерли, напоминая огромные карельские валуны, торчащие из воды. Их выдавали только ноздри, выпученные глаза и шевелящиеся на 360 градусов уши. Не тревожа африканских исполинов, мы добрались до лагеря (он был буквально у воды) и принялись жарить барбекю. Звезды были яркими, темы разговоров пронзительным
и. Ночью, лежа в палатке на крыше пикапа, все слышали громкие похрюкивания и исполинскую поступь. Всю ночь, как мотыльки, вокруг лагеря кружили бегемоты.
Походный быт в Африке мало чем отличается от подобного времяпрепровождения, например, в Монголии. Та же газовая горелка, те же угли. Практически каждый день к нашему столу подавалось дымящиеся телятина и свинина, мы тушили свежие овощи, придумывали всевозможные вкусняшки, баловались фруктами. Сгущенки, откровенно, не хватало! Не могу не упомянуть о глубоком погружении в винные традиции стран Южной Африки. Терруар местных напитков каждый вечер наполнял чувством расслабленности даже воздух в нашем лагере. А традиционный завтрак из яичницы, йогуртов и свежих фруктов побуждали нас к новым свершениям.
Сергей Лысенко
фотографии автора
Вам может быть интересно
На машине из Москвы в Каппадокию