Найти тему

Пару слов о заключении по правке Конституции РФ

Оглавление
Иной раз стоит подождать с оценками, чтобы сложилась объективная картина происходящего. Я выждал. Можно и обсудить.

16 марта 2020 года свершилась ожидаемая детская неожиданность - Конституционный суд РФ опубликовал Заключение о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации. Заключение о пятидесяти двух листах с длинным названием и лаконичным содержанием.

ПЕРВОЕ, а судьи кто?

Состав судей, которые карпели над Заключением о конституционности президентской правки, указан в Заключении. Там 14 судей, включая председателя.

-2

Почему 14, а не 19? В статье 125 Конституции ведь указано, что

"1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей"

Где еще 5 судей? Прогуляли? Заболели?...

Нет, судьи не заболели и не прогуляли. Напротив, их там уже давно не 19, их там сейчас всего 15 судей, и такой состав Конституционного суда России уже давно свидетельствует о тяжелой болезни самого российского государства. Имя этой болезни "Конституция нам не указ".

Ну, не принципиально российским властям то, что в Конституции написано, не принципиально. На этот счет, кстати есть занятная и познавательная статья с одноименным названием: "Барщевский: количество судей в составе Конституционного суда не является принципиальным"

Михаи́л Ю́рьевич Барще́вский — полномочный представитель Правительства Российской Федерации в высших судебных инстанция

Если полномочному представителю Правительства не принципиально, то что уж нам простым и непосвященным...

Собственно, одной из правок президентской поправки и является уменьшение количества судей Конституционного суда с 19 до 11. Ибо тяжело нынче надежных подходящих кандидатов для конституционного суда подбирать.

Вторым бросающимся в глаза моментом является отсутствие в рядах судей, подписавшихся под Заключением, того самого пятнадцатого судьи.

-3

Судейский состав Конституционного суда не взял в свою "рабочую группу по одобрению президентской правки" судью Арановского Константина Викторовича. Того самого судью, который уже не раз высказывал своё особое мнение по весьма резонансным вопросам. Из недавнего:

Судья Арановский, поддержав решение коллег, решил высказать особое мнение, суть которого сводится к тому, что Россия не должна считаться правопреемницей Советского Союза.

Нужно ли объяснять, что Заключение об одобрении президентской правки должно было приниматься единогласно и без всяких оговорок и особых мнений? Потому отсутствие судьи с собственным особым мнением в дружной команде вполне понятно.

ВТОРОЕ, зачем собирались, за чей счёт, по какому поводу?

Тут ведь тоже сказочная петрушка получилась!

-4

Ни Конституцией, ни Законом "О Конституционном суде" не предусмотрено рассмотрение судом подобных правок к Конституции и не предусмотрено, чтобы КС РФ выдавал подобные заключения. Поэтому основанием для дачи Заключения о конституционности закона стал сам проверяемый закон.

Ну, а что! Центризбирком может проводить непредусмотренные законодательством "всероссийские голосования", а Конституционный суд не может что ли заключение какое-то несчастное выдать?!

Казалось бы уже гениально придумано, но это только начало. Судьи впоследствии этот казус смогли переплюнуть.

Цитирую (страница 4):

"Дача настоящего Заключения является для Конституционного Суда Российской Федерации обязательной, т.е. не обусловлена наличием неопределенности в вопросе о соответствии являющихся предметом настоящего Заключения положений Закона о поправке нормам Конституции Российской Федерации, на соответствие которым они оцениваются. Конституционный Суд Российской Федерации при даче настоящего Заключения рассматривает вопрос по существу, не прибегая к процедурам предварительного изучения обращения судьей Конституционного Суда Российской Федерации, назначения судьи докладчика, проведения слушания по делу и провозглашения решения. "

То есть сомнений в том, что Закон о поправке соответствует Конституции, у судей как бы не было, но заключение они должны были дать на предмет соответствия... потому и дали. Как-то так.

А раз сомнений у суда нет, то и лишними процедурами вроде изучения обращения, проведения слушания и прочими формальностями можно пренебречь.

Цитирую дальше (страница 5):

"При этом Конституционный Суд Российской Федерации самостоятельно, в том числе на основе мониторинга дискуссии в средствах массовой информации и в сети Интернет, а также с учетом общественной значимости определяет те положения, оценка которых требует более развернутого выражения его позиции в тексте настоящего Заключения. "

Они бы еще СМС-голосование устроили.

Напоминаю, что это не ДОМ-2 и не ШОУ-Голос, это Заключение Конституционного суда РФ..., который почему-то решил устроить импровизированное лобное место... в интернете и в СМИ глянуть более или менее важные правки...

!!! Вы рассматриваете Закон об изменении Конституции!!! Там все положения важные, все. Каждое важно.

ТРЕТЬЕ, всё сложно и запутано как-то

-5

Следующие несколько страниц Заключения такие внезапные, такие противоречивые... К примеру, вот:

Статья 136 Конституции Российской Федерации непосредственно не указывает на участие Конституционного Суда Российской Федерации в процедуре внесения изменений в Конституцию Российской Федерации.
В то же время судебный конституционный контроль таких изменений, по смыслу статей 10, 15, 16, 125 и 136 Конституции Российской Федерации, может служить надлежащей гарантией юридической силы положений об основах конституционного строя России и о фундаментальных правах и свободах человека и гражданина в системе конституционных норм, гарантией непротиворечивости текста Конституции Российской Федерации как Основного Закона.
По смыслу статей 15 и 16 Конституции Российской Федерации и основанной на них правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 17 июля 2014 года № 1567-О, проверка содержащихся в законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации и уже инкорпорированных в текст Конституции Российской Федерации изменений, поскольку они стали ее неотъемлемой частью, не может быть осуществлена в порядке конституционного судопроизводства. Иное противоречило бы природе судебного конституционного контроля.
Вместе с тем, как следует из статей 15, 16, 17, 18, 134, 135 и 136 Конституции Российской Федерации, закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в части, вносящей изменения в главы 3–8 Конституции Российской Федерации, не должен противоречить положениям ее глав 1, 2 и 9 как по содержанию, так и по порядку принятия. Данный вопрос носит конституционный характер, а потому, как это следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 16 июня 1998 года № 19-П, от 11 апреля 2000 года № 6-П и от 21 марта 2007 года № 3-П, подлежит разрешению именно в порядке конституционного судопроизводства, что согласуется с указанными положениями Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 10, 118 и 125.

Это целый кусок из Заключения (страницы 6-7), я его не редактировал.

Пока его прочитаешь, так и хочется крикнуть: "Определитесь наконец! Можете вы или не можете!" Ощущение будто они выбирали "курица или рыба", а не полномочия Конституционного суда оценивали.

В итоге определились: не обязан, но может - не может, но вместе с тем - носит и подлежит - именно в порядке конституционного судопроизводства.

ЧЕТВЁРТОЕ, на закуску

Вновь цитата:

2.1. Статья 1 Закона о поправке принята в процедуре, установленной статьей 136 Конституции Российской Федерации, и в соответствии с данным Законом (часть 4 статьи 3) вступает в силу со дня официального опубликования результатов общероссийского голосования, если предусмотренные ею изменения в Конституцию Российской Федерации получат одобрение в ходе общероссийского голосования.
Конституционный Суд Российской Федерации в настоящем Заключении не оценивает согласованность такого требования с положениями Федерального закона от 4 марта 1998 года № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», принятого в развитие статьи 136 Конституции Российской Федерации. Однако надо отметить, что вступившие в силу положения Закона о поправке – применительно к регулированию процедуры последующего вступления в силу других его положений – имеют приоритет перед названным Федеральным законом как содержащиеся в специальном и более новом правовом акте, притом обладающем большей юридической силой.

Мы же помним, что Конституционный суд ещё в самом начале признался, что конституционность Закона он не проверяет, ведь в этом сомнений нет... продолжаю цитировать:

Общероссийское голосование, предусмотренное Законом о поправке, имеет особую юридическую природу. По смыслу статей 1 (часть 1), 3 (части 1 и 2) и 32 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оно представляет собой форму непосредственного народного волеизъявления при принятии указанного государственного решения.
...
Поэтому конституционный законодатель, руководствуясь принципом народовластия, в целях конституционной легитимации своего решения был вправе обратиться к общероссийскому голосованию, прямо не предусмотренному действующим правовым регулированием для принятия конституционной поправки.

Вроде бы просветление. Судьи вроде заметили, что "особая юридическая природа" этой процедуры в том, что она не предусмотрена действующим законодательством.

Но нет, показалось. Вывод суда:

Такое регулирование соответствует общепризнанным демократическим стандартам народного волеизъявления и не может рассматриваться как противоречащее положениям глав 1 и 2 Конституции Российской Федерации, как и в целом статья 2 Закона о поправке, которая направлена на обеспечение подготовки и проведения общероссийского голосования, в том числе на решение организационных вопросов и на обеспечение удобства граждан при волеизъявлении.

Но, во-первых, в статье 3 Конституции есть только выборы и референдум, а также "Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления". Там нет "общероссийского голосования".

А во-вторых, в статье 136 Конституции говорится, что поправки в Конституцию вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. И тут тоже нет ни слова про "общероссийское голосование".

При этом я оставляю мизерную надежду, что общероссийское голосование может оказаться не в пользу этой поправки. Ну, чисто теоретически ведь может так случиться?

И вот в этом случае получится, что Закон о поправке в Конституцию окажется наполовину беременным. То есть он уже вступил в силу (в соответствии со ст. 136 Конституции), но не вступил в силу (в соответствии с самим собой и результатами голосования). В этом случае как быть прикажете? Будет это закон считаться вступившим в силу или не будет? Или его придется отменять? Или каким-то образом откатывать назад?

Или предлагаете считать Закон о поправке в Конституцию отмененным указом президента, или письмом председателя избиркома, или простой публикацией результатов голосования вдруг отменится Закон о поправке в Конституцию?

***

Вступительная часть Заключения Конституционного суда на этом закончилась. Дальше судьи прошлись по конкретным пунктам одобрявшегося закона, но об этом уже в следующей части...

Подписывайтесь на канал, если еще не подписаны
Ставьте "палец вверх", делитесь в соцсетях, оставляйте комментарии
Найти меня на сайте: buro26.ru, если понадоблюсь