Решил немного разбавить Кубинку автомобильной выставкой, которая, как обычно, прошла в начале марта в Сокольниках. Правда, часть выставки называется «Моторы Победы», что очень созвучно с «Моторами войны» в той же Кубинке, и тоже посвящена армейской технике, хотя, не только военного периода. Вот с этой самой части и начнем. Она будет довольно скромной, поскольку я не стал фотографировать всякие Виллисы (за исключением их предка), Иваны Виллисы и прочую технику, которая уже неоднократно мелькала в моих постах. Так что тут будет только то, чего раньше мне не попадалось.
Bantam BRC-60, 1940
Предок всех джипов. Кстати, само слово «джип» появилось как раз благодаря этому внедорожнику.
Летом 1940 года американские вояки разослали 135 автомобильным компаниям техническое задание на проектирование внедорожника грузоподъемностью 250 килограмм. Самым сложным в этом задании было требование построить опытный образец за 49 дней, так что в срок уложилась лишь одна компания — American Bantam, представившая модель BRC-60.
Данный джип оснащался двигателем объемом 1.8 литра, выдававшим мощность в 45 л.с. Максимальная скорость — 86 км/ч.
После выпуска первой партии автомобилей были проведены работы по снижению себестоимости и улучшению ремонтопригодности. В результате этого на свет появилась модель BRC-40.
Bantam BRC-40-WS, 1941
Конструкция «джипа» так понравилась американским военным, что они без согласия American Bantam передали ее чертежи главному конкуренту — фирме Willys-Overland (по слухам, за неплохой откат), а потом еще и Ford Motor Company, с которыми были заключены масштабные контракты на производство «джипов» (нет-нет, в Штатах это называется лоббированием, а не взяточничеством). Фирме American Bantam достался только контракт на производство прицепов к «джипам», поэтому после окончания войны компания разорилась, навсегда оставшись в истории создателем «джипа».
Мощность и скорость аналогично предыдущей модели, поскольку движок тот же самый.
Версия WS отличается от базовой тем, что у нее все колеса управляемые. Т.е. при повороте руля поворачиваются не только передние колеса, но и задние. На такой машине передвигалась охрана маршала Жукова. До нашего времени дожило всего два таких автомобиля.
В советских войсках получил прозвище «бантик».
Chevrolet G7107
Одна из многочисленных модификаций американской полуторки. Эти грузовики стали одними из первых, поступивших в СССР по ленд-лизу. Также, именно эта модель собиралась на ГАЗе из машинокомплектов.
Грузовик оснащен рядной шестеркой объемом 3.9 литра и мощностью 83 л.с. Максимальная скорость — 83 км/ч.
Ford GPA
Плавающий автомобиль, выпускавшийся компанией Ford с 1942 по 1943 год. Автомобиль предназначался для обеспечения действий разведывательных подразделений, а также для проведения инженерных работ на воде. Однако, как показал опыт использования этих амфибий во время высадок в Нормандии и Сицилии, у автомобиля были серьезные недостатки, не позволяющие его широко использовать в морских операциях. В частности, у него была большая осадка и низкие борта, так что даже при небольшом волнении моря были неплохие шансы, что внутрь зальется вода, и агрегат пойдет ко дну. Поэтому американские военные отказались от этих амфибий и большую часть из них сплавили в СССР, где они как раз очень понравились Красной Армии, поскольку отлично показали себя при форсировании рек и озер, где не было больших волн.
Т-20 «Комсомолец», 1939
Это не танкетка, как можно подумать, а гусеничный бронированный артиллерийский тягач. Развитие артиллерийского вооружения в межвоенный период шло по пути непрерывного усиления огневой мощи орудий и, соответственно, их веса. Так что конная тяга, которую так уважали в Красной Армии, для транспортировки пушек уже не годилась. Поэтому пришлось разрабатывать и строить артиллерийские тягачи. Впрочем, во время Великой Отечественной войны Т-20 использовали и в качестве танкетки, и как легкий бронетранспортер.
Тягач оснащался двигателем ГАЗ-М мощностью 50 л.с. и по шоссе развивал скорость до 50 км/ч.
Morris Commercial C8, 1944
Полноприводный британский грузовик, существовавший во множестве модификаций, но, в основном, использовавшийся в качестве артиллерийского тягача. А экземпляр на фото является передвижной радиостанцией.
Оснащен двигателем объемом 3.5 литра и мощностью 70 л.с. Максимальная скорость — 80 км/ч.
ГАЗ-61-73, 1942
Первый в мире комфортабельный внедорожник с закрытым кузовом типа седан. Во время Великой Отечественной войны ГАЗ-61-73 активно использовался в качестве штабного автомобиля для высшего командного состава РККА. В частности именно на этом автомобиле, который на фото, ездил уже упоминавшийся ранее Жуков.
Автомобиль оснащен рядной шестеркой объемом 3.5 литра и мощностью 85 л.с. По шоссе мог разогнаться до 100 км/ч.
БРДМ-2 ЗС-99
Одна из модификаций БРДМ-2 с установленными на башне матюгальниками, именуемыми звуковещательной станцией. Вещать она могла на дальность до 7.5 км. Информации, для чего именно нужна такая машина, я не нашел, но подозреваю, что для того, чтобы издалека рассказывать врагу, что в плену его ждет горячая еда, холодное пиво и теплые женщины (с холодными ногами), после чего враг радостно бежал сдаваться.
УАЗ-3171Д, 1981
Первая попытка создать альтернативу УАЗ-469. Предполагалось две версии автомобиля — гражданская УАЗ-3170 с цельнометаллическим кузовом и военная УАЗ-3171 с мягким верхом. В 1982 году появляются первые опытные образцы обеих версий, а вскоре после этого выходит постановление ЦК КПСС и Совмина СССР по созданию семейства армейских автомобилей, получившее название «ГАК». И вот под эту тему военным подсовывают УАЗ-3171, который им весьма нравится. Так что вояки проводят испытания, их все устраивает и они хотят видеть этот автомобиль в серии. Министр автомобильной промышленности подписывает указ о запуске машины в производство, но чуть позже отзывает свою подпись по непонятным причинам. Хотя, скорее всего, причиной стала нехватка средств из-за освоения переднеприводных моделей на ВАЗе и АЗЛК. Тем не менее, работы над 70-й серией продолжались до середины 90-х.
Данный экземпляр оснащен турбодизелем объемом 2.4 литра и мощностью 92 л.с. Максимальная скорость — 95 км/ч.
УАЗ-3972 «Вагон», 1990
В 1989 году в результате изменения военной доктрины закрывается тема «ГАК», зато открывается тема «Вагон», предполагающая разработку санитарного и многоцелевого (для перевозки отделения — 10 человек) автомобилей, предназначенных для замены «буханки» и «козла» соответственно. Кстати, в парке «Патриот» был выставлен второй из автомобилей этого проекта — УАЗ-3172 «Вагон» (это который многоцелевой).
В проектировании новых автомобилей очень помогли наработки по предыдущей теме, так что уже в 1990 году было изготовлено несколько ходовых образцов для испытаний. Испытания, кстати, прошли вполне успешно, но из-за тяжелой экономической ситуации и отсутствия денег у Минобороны проект был свернут.
Двигатель у автомобиля тот же, что и на старой доброй «буханке», т.е. рядная четверка объемом 2.4 литра и мощностью 72 л.с. Максималка — 108 км/ч.
Продолжение следует…
Другие автомобильные музеи и выставки:
Выставка достижений отечественного и зарубежного автопрома
Мальтийский музей классических автомобилей
110 лет Собственному Его Императорского Величества гаражу
Автомобильный музей «Моторы Октября»
Выставка советских автомобилей в Нижнем Новгороде
Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов
Музей культовых автомобилей М.О.С.Т.
Зеленогорский музей ретроавтомобилей и мотоциклов "Лошадиная сила"