Найти тему
Луноморский

Городские в алтайской глуши (часть II). Пихтоварка и экология с пилой в руках

Оглавление
Утро в Тележихе.
Утро в Тележихе.

В этих очерках я погружаю вас в быт глухой алтайской деревни, куда из Петербурга перебрался декоратор Тимофей Вишняков. Деревню он оживил, дал людям рабочие места это да. Но возможно ли прижиться в алтайской глуши человеку с бурным городским прошлым?.. На этот раз побываем в пихтоварке Тимофея и на пилораме. А также узнаем философию местной торговли. Первую часть читайте здесь.

***

Котёнок Полоскин раздирает на полу кухни жирную мышь. Он хрипло мурлычет, она же вырывается то и дело. В окно просунул морду пёс: скулит затяжно и наблюдает, цепью звякает. Над горой поднимается солнце, его лучи разрезают занавеску. Коровы звенят боталами на холме недалеко от дома. Чуть пахнет навозом, мятой и коноплей. Роса ещё блестит на траве. Местами скисают остатки тумана, берёзы шумят на горах, а вода в реке прерывистыми басами прыгает с камня на камень.
Ни выходной, ни будний в Тележихе начинается новый день.

– Полоскин! Поло-о-скин, ну всё, ты – котяра. Ты молодец. Ты поймал мышь! Лютый ты мой. Только ни на кого не прыгай, – хвалит Тимофей кота за первый улов и наливает зверьку победной простокваши в миску.

Пилорама Тимофея недалеко от дома на пригорке и под открытым небом. Здесь уже сидят рабочие. Трое мужиков в одинаковых кепках и белобрысый пацан.


– Он точно из Москвы? Не из соседней ли деревни? Одет-то как местный, – шутит про меня Николай, самый высокий и говорливый из них.

Знакомятся местные всегда с вопроса: «Ну чё, как тебе наша природа?». При этом улыбаются с подвохом: привыкли, что ответить словами редко кому удаётся. И в то же время относятся они к тебе с недоверием, разговоров сочных не выйдет с первого знакомства.

Никола объясняет, как идут дела. В станок заряжен ствол дерева, частично спиленный по бокам на доски. Вокруг полно опилок, огрызков коры.


– Ща прикинули. Провисла… Будем подкладывать.
– Видишь, Антох, – говорит мне Тимофей, – безотходное производство. Там лапку [*ветки пихты] гоним в масло. Сюда древесину – на пилмат.
– В основном просто мат, – подшучивает Никола, и мужики хором смеются.
– Но иногда и «пил», – говорит Тимофей.
– Выпил – мат. А почему мат? Потому что хреново выпил.

И сразу же хором молчат. Я и в следующие дни стал это замечать. В компании с Тимофеем местные говорят исключительно по делу доски, лапка, трактор, бензин, отрезал, привез. Других разговоров нет. Ну, тех самых дружеских разговор пусть ни о чем, но уютных. Мне показалось, что Тимофею не хватает их.

Неподалеку мычит корова, где-то лает собака. Облака цепляются за горы, печёт солнце. Воздух жаркий и в нем приятная скука.


– Ну, я не знаю, до четырех ща попробуем допилить… Потом вот эту кучку добьём, – объясняет Николай. – Потом это собрать, если будут дожди. А они будут.
– Тогда на пихтоварку подтягивайся потом. Или можем через тебя пройти, забрать всё отсюда,
говорит Тимофей.


Двое других рабочих покуривают, говорят редко. Глаза слегка прищурены. Улыбаются. Пацан Денис, рот открыв, старших слушает. Смеётся, но шутки понимает чуть запоздало или вовсе не понимает.

– Здрасте, – мимо проходит белобрысый мальчишка лет шести.
– Здорова, ну и где ходишь? – бодро спрашивает Николай.
– В смысле?
- Ну, а кто, б***ь, запускать будет? Мы сидим тебя ждём.
– Хэ-хе-хе-хэ – заржали мужики.
– Кто пилораму будет заводить?
– Я не ум-м-ею… – отвечает мальчишка, растерялся, голову уронил.
– Как это не умею? Всё иди, а то озадачился. Спать не будет.
– Смотри, вечером запустит, – шутит Тимофей.
– Скажет: «Поди в прошлой жизни я был пилорамщиком».

Раньше, чтобы валить лес, на Алтае достаточно было прийти к леснику. Тот бумагу выписывает, идёт и показывает, какие стволы рубить, какие нет. Сейчас же для получения делянки леса приходится ждать около года. Да и её нужно вывезти в сжатые сроки, а то оштрафуют. Валежник бесплатно тоже не возьмёшь. Деревья копятся, от этого заводится короед и следующего поколения леса может не быть.

Пихту Тимофей варит в сарае прямо у дома Саши-Электрика. Оказавшись на месте, он увидел, что бочка не разгружена с прошлой варки, свежую лапку никто не сложил. Тут и появляется причина матерщины Тимофея – белобрысый Денис.

– Ну, мне сначала некогда было, а потом… я как бы, – оправдывается паренёк.
– Некогда было! Тогда вот этот вопрос разъясняет многое. Четыре дня разгружаешь бочку, которую разгружать два часа!
– Я пришёл. Ливень начался. Дожди шли. Я не успел.
– Денис, ну три дня точно нет дождей!
– Ну как бы. Два дня-то. Дожди шли.


В сарае два помещения: в одном пихтоварка, в другом станок для дробления лапки. Измельченную хвою Денис складывает в мешки, а свежую подает Тимофею и он дробит её.


Роман топором срубает толстые ветки, периодически помогает то здесь, то там, как в прочем и другие без лишних слов меняют занятия.
Устал, запарился – речка рядом и она прохладна. В Тележихе много воли, спонтанности и доверия между местными.

Просыпаешься вместе с солнцем, с ним и ложишься. Трудишься, пока дело до конца не доведёшь: всё ж для себя, а не для дяди. Машины и жилища местные редко запирают – все свои, все дома. Скотина пасётся круглые сутки, и каждая семья знает, как боталит его корова или лошадь.


Сегодня Тимофей наметил закончить с дроблением лапки. Завтра будем варить. Поэтому обед станет ужином. Жара гонит из тела седьмой пот.

Горная река в Тележихе. Пить можно прямо из нее: вода чиста.
Горная река в Тележихе. Пить можно прямо из нее: вода чиста.

Философия местной торговли

– Так. Тебе наполнять? – спрашивает Роман.
– Ага,
отвечает Тимофей.


Сидим на его участке у костра. Парни взяли самогона, закопали картошку в угли. Давно стемнело, и полная луна поднимается из-за гор, небо звездное. Всё также боталит скотина, подыгрывая реке и берёзам. Короче, уютно.


– Знаешь, чем в деревне уважение проявляется, прям вот можно замечать? – говорит Тимофей. – Кому-то самогон дают в полторашках пластиковых, а кому-то в графинчике. Но графинчик нужно вернуть. Это тоже будет знак уважения: то, что я о вас забочусь, не забыл.
– Будем, – сказал Роман, и звякнули рюмки (у нас, кстати, графинчик).

Саня-Дед не пьёт. Сидит кота гладит и смотрит в огонь. Много молчит, но не громко. Рома прилёг. Тимофей палкой перебирает угли в костре. Полоскин кочует по нашим коленям и ловит мух то и дело. Ещё выпили.

– Я принял такую позицию, что зарабатывать – это неплохо, – говорит Тимофей. – Заработок – это оценка твоей деятельности от людей, которых ты не знаешь.
– Можно же и не оценивать, – говорит Роман.
– Любое действие оценивается. Если оно делается не только для себя. Но оценка может быть как словесной, так и денежной. Типа как здесь: нужен мне конь, а человеку нужны дрова: меняемся – работаем. Н-нафиг не нужны эти деньги! Всё хорошо. Но блин, приезжают ко мне за дровами люди, которых я не знаю. Им нужно быстро получить дрова, а мне как раз эту размен валюту, которая всеми принимается.

– Мне, кажется, нужно оценивать по деяниям, – говорит Роман. – Вот какие твои с Юрой деяния? Вот губите вы природу и выгоду получаете. В итоге, что вам даст Вселенная? Жопу с маслом и кучу проблем.

– Объясняю. Лес валится. Короед жрёт его, потому что сильно заросший лес. Всё завалено. Лес пе-ре-пол-нен. И здесь дают делянку, но есть растения семенняки и вот их мы не имеем право трогать. За каждый срубленный семенник мы обязаны будем заплатить штраф.

Коровы в горах гуляют свободно без пастуха.
Коровы в горах гуляют свободно без пастуха.

– Чтоб ты не разжевывал эту тему я тебя просто подведу к тому: какое право вы вообще имеете что-то вырубать? Вы это сажали? – говорит Роман.
– Нет.
– Это то же самое, что я приду к тебе и буду у тебя вырубать. Я ж не буду иметь на это право. А человек взял и подумал, что всё, что на Земле – это его.


– С одной стороны ты прав,
говорит Тимофей. Но если мы не перестанем этим пользоваться, то многое не поменяется. Потому что лес гниёт. Раньше можно было брать поваленные деревья бесплатно, теперь нужно платить. Я не спорю, что человек паразит на этой планете. Но всему есть свои пределы. Короед сжирает, человек вырубает, марал вытаптывает: жертвы в любом случае будут.

Снова разлили самогон по рюмкам. Горы совсем почернели, луна оставила их в покое и залезла отражением в реку. Деревня спит.

– Энергия всё время перерождается в другое. Не думал об этом? – продолжил Тимофей. – Вот дерево, например: стояло, спилили, умерло. Но сохранило жизнь кому-то другому, допустим, в плане дров. Замёрз бы человек без него.
– Ты  начинаешь оправдывать себя. Когда занялся этим делом ты сам мне говорил, что тебе жалко пилить, когда видишь, как они валятся.
– Да, но если их не спилю я, то на следующий год их съест короед. Я не боюсь брать на себя ответственность. Не проси у меня масло больше. У нас даже в законодательстве заказчик преступления получает больше, чем исполнитель. Не проси у меня больше масло.

Разговоров сегодня больше не будет. Роман ушёл в палатку: «Спокойной ночи». Тимофей остался у костра и долго мычал песни без слов.

_____________________________________

Следите за продолжением алтайских очерков. Следующая часть будт заключительной. Продолжим погружаться в местный быт. Подробнее расскажу о самом процессе варки пихтового масла.

***

Это мои первые тексты на Дзене. Буду благодарен за ваши отзывы и критику.