Эта блистательная история случилась с моим другом и старшим товарищем, известным путешественником во внутреннюю и внешнюю Монголию Егором Ч. Рассказана мною с его благословения и помощью. Рассказывать для простоты буду от первого лица.
Итак, я ленинградский школьник начала восьмидесятых, живущий в огромной коммуналке на Моховой. Я учусь в математической школе номер 239, славящейся своим вольнодумием, в девятом классе. Я вырос в турпоходах, вскормлен кашей с тушенкой, воспитан бардовской песней. С самых юных лет я неплохо пою под гитару, знаю пять способов установки палатки и умею завязать узлы шестью способами, знаю как организовать нужник при однодневной и трехдневной стоянке. Туризм с палаткой, костром, байдаркой и песнями под гитару был в те времена массовым увлечением, возможно из-за невозможности путешествий за пределы огромной страны. Тогда мы только мечтали про Патагонию и про крокодилы, пальмы, баобабы и жену французского посла.
Одним из важных событий в моей культурной жизни, были походы не только в театр и на балет, но и регулярные походы в Ленинградский рок-клуб. Мы с друзьями обожаем ленинградский рок и с восторгом глядим на корифеев, таких как Майк, БГ. И Юрий Наумов. Там работает цензором мама моего одноклассника Гриши. Она литует тексты. Поясню для молодежи: рокеры, пахнувшие портвейном, отдавали ей тексты песен на согласование и разрешение к исполнению. Без этого песни не могли быть исполнены. Все работы хороши, кто-то должен и литовать тексты. Иногда, в настоящее время, услышав по радио наших современников, невольно жалеешь об отсутствии цензуры.
На кладбище грязь, пол шестого,
Мать-земля сегодня сыра;
И в ней стоят хорошие парни,
Хотя, должно быть, пьяны с утра.
Но как не пить при такой работе,
И я храню для них водку в пальто;
И мне хотелось бы петь об этом,
Но этот текст не залитует никто.
БГ
И эта работа имеет свои плюсы, благодаря ей мы с одноклассником бесплатно проходим на все концерты и мероприятия Рок-клуба. Иногда у нас есть возможность послушать свежайшие, еще не залитованные записи. Помню как однажды нам попали запись какой-то новой, никому неизвестной группы, со странным названием Кино. Что за фигня, понятно Зоопарк, Аквариум, Странные Игры, но решили послушать. Зашли с другом к старшему соседу, слово за слово, достали кассету, включили. Он внимательно послушал, - ребята подождите. Позвонил своему товарищу по домашнему проводному телефону: «Приходи, у меня что-то интересное». Через десять минут друг с магнитофоном был в квартире и настраивал запись. Наверное, неплохая эта группа Кино, раз старшим ребятам так понравилась. Возможно так стартовало триумфальное шествие первого магнитоальбома Виктора Цоя.
Позже, мы даже попали на один из первые ее концертов, честно говоря запомнился он больше странными рубашками с жабо у исполнителей.
Впрочем история не об этом.
Однажды с другим моим другом по занятиям дельтапланеризмом, активным и инициативным Евгением, мы попали на концерт Аквариум. После концерта, прорвались через толпу фанатов за кулисы в импровизированную гримерку. Мы робко стояли у входа, с восхищением взирая на гуру.
Евгений, набравшись смелости сделал пару шагов и сказал Борису Борисовичу, что мы учимся в той же школе, которую закончил и он. Гребенщиков улыбнулся, заинтересовался, спросил как там поживает Нелли Моисеевна, учитель химии.
-Да конечно, так же преподает и лютуют на контрольных.
БГ, на тот момент еще относительно молодой человек, и школьные воспоминания были свежи. Он почему-то проникся к нам доверием и рассказал что делал на пятиминутке доклад про Александра Вертинского и Нелли Моисеевна обозвала его мещанским певцом.
Надо сказать, что 239 школа имела ряд отличий от обычных районных школ и проведение пятиминуток с докладами школьников на произвольные темы было традицией. Я, например, делал доклад для одноклассников про Шаляпина.
Евгений, отличавшийся смелостью и авантюризмом вдруг спросил у Бориса:
- А вы не могли бы сыграть у нас в школе?
- А почему бы и нет.
Что делать дальше было не понятно. Конечно мы не ожидали согласия. Я так просто офигел от наглости своего друга. Но Б.Г. дал нам телефон для связи и мы удалились напряженно думая, что теперь делать.
Через пару дней размышлений мы подошли на перемене к нашему классному руководителю Владимиру Борисовичу и между делом спросили : можно ли чтобы у нас в классе выступил известный бард, выпускник нашей школы? Барды в школе приветствовались, а классный был далек от молодежной культуры и конечно не знал кто такой БГ. Поэтому и согласился.
Операция по организации концерта была стремительной, что и не позволило дать ее запретить, будь у старших время на размышление. Сомнения возникли когда слухи о предстоящем концерте самого БГ в школе поползли по городу. Критический момент случился на уроке литературы накануне, где нелюбимая нами учительница, вдруг спросила, а кто такой Гребенщиков ? Ее взрослая дочка просилась в школу на концерт. Мы с Женей переглянулись и что-то промямлили про авторскую песню.
Владимир Борисович выставил нам условие — обеспечить дежурство и не пускать никаких чужих на концерт.
В назначенный день около школы неизвестно откуда появились в огромном количестве странные личности. Фрики, персонажи в коже, с пирсингами, с яркими ирокезами, все кого во времена СССР называли неформалы. Руководитель пришел в ужас.
Наконец появился сам БГ с гитарой. На вопрос кто все эти люди на улице, БГ гордо сказал, что это мои друзья и без них он петь не будет. Скрепя сердце, наиболее активную часть пришлось пропустить. Наиболее яркое мое впечатление от него, было то, что казалось, а наверное и не казалось, что человек в глубоком запое и пил непрерывно месяц.
В класс где, проходила творческая встреча — концерт набилось человек сто, часть сидела у открытой двери. Затаив дыхание все ждали. Наконец БГ заиграл на своей гитаре.
Некоторым людям свойственно петь,
Отдельным из них — в ущерб себе.
Я думал, что нужно быть привычным к любви,
Но пришлось привыкнуть к прицельной стрельбе.
Я стану красивой мишенью ради тебя;
Закрой глаза — ты будешь видеть меня, как сны;
Что с того, что я пел то, что я знал?
Я начинаю движение в сторону весны.
Начинал он петь в темных очках, потом снял их и еще через пару песен, когда наконец установился контакт с залом, он открыл глаза.
Я судорожно и пристально присматривался к аккордам, пытаясь запомнить. С восторгом рассматривал немецкую диковинную двенадцатиструнную гитару. Надо сказать что к этому времени я прилично играл на гитаре, закалив этот навык у костра в походах на Вуоксе и на концертах школьной самодеятельности. Надо же, удивлялся я какой звук, да еще губная гармошка. Надо будет попробовать.
Постепенно с каждой новой песней ….... пространство расширялось и мир наполнялся яркими красками нездешнего мира...
Уже потом я узнал, что многие музыкальные темы и тексты в этот период были безбожно заимствованы у Боба Дилана и других гуру рока... Но все ровно это звучало глотком свежего воздуха и каким-то прорывом в будущее.
Может статься, что завтра стрелки часов
Начнут вращаться назад,
И тот, кого с плачем снимали с креста,
Окажется вновь распят.
И нежные губы станут опять
Искать своего Христа;
Но я пел, что пел, и хотя бы в том
Совесть моя чиста.
Два часа пролетели незаметно. Была даже импровизированная пресс-конференция, зал требовал любимых песен. БГ отшучивался.
На прощание Евгений протянул школьный дневник с просьбой оставить автограф. Борис Борисович взял, задумался на мгновение и оставил надпись. Когда мы потом открыли, затаив дыхание дневник, то увидели : «Будда в сердце — источник знаний.»
На дворе шел 1983 год. Всего через несколько лет Аквариум будет собирать огромные залы и стадионы.
Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой творческий канал. Незамутненный взгляд в ближайшее прошлое с иронией и любовью. Любовь и отношения. Истории из жизни.