Признаюсь честно, я как любительница английских романов и красивых костюмных фильмов, ожидала премьеру «Эммы» с особенным нетерпением. Трейлер обещал многое – язвительный и холодный английский юмор, жаркие баталии леди и джентльменов, прелестные интерьеры и изысканные балы, великолепную съемку… Что ж, последнее особенно удалось. Красивее «Эммы» из виденного за последние пару лет разве что «Пиноккио», но его эстетику тлена не сравнишь с очарованием английских пейзажей.
Пожалуй, ведущим достоинством фильма является доскональная проработка визуального ряда. Главная героиня всякий раз в новой сцене блистает новым нарядом, великолепной прической, изящными (и полагаю, что натуральными) драгоценностями и филигранными пуговками. У Эммы изумительные шелковые чулочки и туфли на ленточках, накрахмаленные рубашки тонкого льна и кружевные воротнички с ленточками.
Она пьет чай из посуды тончайшего веджвудского фарфора, любуется классической живописью и античными статуями, играет на настоящем старинном фортепьяно… И то же самое можно сказать практически про всех остальных героев.
Наряды в стиле «ампир», чудесные шляпки с лентами и фруктами, которые по сей день любят английские леди (вспомните скачки в Аскоте), роскошные сюртуки джентльменов и строгий цилиндр фермера, одинаковые красные плащи девочек-воспитанниц и их задорные платьица.
Великолепные мощные английские лошади, без которых немыслим ни один хороший фильм о 19м веке, и прекрасная посадка красвцев-джентльменов. Знакомые по ВВСшным фильмам и сериалам особняки и замки, прелестные лужайки и парки, очаровательные виды. Глаз не отвести!
Костюмерам, декораторам и художникам впору выдать «Оскара» за нежную красоту фильма. И операторам бесспорно тоже – камера гуляет как хочет, прорабатывает детали до фарфоровой резкости, играет с планами и ракурсами, наезжает и отъезжает. Прорисован каждый шрамик на коже, каждый локон в прическе, каждый шов платья.
Дождь похож на дождь, рождественский снегопад на рождественский снегопад, большой бал – на большой бал провинциальных дворян, свет от свечей в бальной зале выглядит совершенно естественным – если там и есть прожектора и подсветка, камера это скрывает.
Сценарий… ну, буквальное следование сюжету книги не то чтобы разочаровало, но и не слишком обрадовало. Хотелось увидеть чуть больше интриги, резкости, остроты. Но в точном следовании оригиналу есть своя прелесть – перед нами действительно классический английский роман со всеми достоинствами и недостатками жанра.
Единственное, что вызвало небольшое недоумение – малая толика э… естественной натуры. Красавец главный герой позволяет лакею себя полностью переодеть, очаровательная главная героиня задирает юбки и греет у камина э… тыл. Пожалуй, сцены добавляют пикантности, но не факт, что без них фильм бы что-нибудь потерял.
Исторической достоверности я бы от фильма не ждала – по-моему эпоха там гуляет лет на 50, если не 100 туда-сюда. Я не настолько знаток, чтобы точно указать на мелкие анахронизмы, но по ощущениям эклектики предостаточно. Но картину она не портит – фильм выглядит скорее театральным действом, нежели инсценировкой реальности.
Актеры – по-моему очень и очень хороши. Восходящая звезда Ани Тейлор-Джой оказалась достаточно яркой, харизматичной и неожиданно чувственной для роли Эммы. Актриса прекрасно носит длинные платья, грациозно танцует, ее выразительное лицо складывается в уморительные гримаски и выражает сильные переживания.
Джонни Флинн, красавчик мистер Найтли почти так же хорош как легендарный мистер Дарси в воплощении Колина Ферта. Актер немного моложе 37летнего по книге персонажа, а выглядит вообще юношей. Образ мне показался чуточку слишком сладок и прямолинеен, но сказочной прелести сладость не отымает. Флинну не привыкать играть хороших парней, Уильям Доббин в «Ярмарке Тщеславия» ему удался как нельзя лучше.
Добродушную недалекую и небогатую простушку мисс Бейтс сыграла комическая актриса Миранда Харт, незабываемая Чамми из «Акушерок». Она настоящая английская аристократка по праву рождения, поэтому роли высокородных леди удаются ей особенно хорошо. Мисс Бейтс получилась доброй и беззащитной, зритель симпатизирует ей.
Незаконнорожденную глупышку мисс Смит воплотила Миа Гот – мне показалось, несколько переигрывая, но возможно жанр требовал. В любом случае получилась прелесть какая дурочка, наивная, непосредственная, со звонким смехом и выразительной улыбкой.
Мисс Фейрфакс (Эмбер Андерсон) тоже весьма убедительна, внутренняя драма персонажа ей удалась вполне. Сильная духом, одаренная, очаровательная и при этом бедная как церковная крыса девица, чья судьба повисла на волоске, вызывает сочувствие.
Фрэнк Черчиль (еще один роскошный красавец Каллум Тернер) получился шалопаем и ветреником, может чуточку пресноватым, но соблазнительным. Кажется, что все девушки в кадре в него чуть-чуть влюблены.
Остальные актеры тоже держат планку – даже лакеи играют индивидуальностей, а не массу, заполняющую пространство.
И наконец музыка – чудесна, уместна, своевременна и прекрасно подчеркивает смену планов и декораций. Религиозные гимны, народные песни, сентиментальный дуэт – настроение следует за мелодией как Алиса за белым кроликом.
Резюмируя – фильм идеально подойдет для просмотра в вынужденные каникулы. Там есть где улыбнуться, есть над чем вздохнуть, есть кому посочувствовать и о чем поразмышлять. Возможно перед нами лучшая экранизация романа о заносчивой девице, сватающей всех подряд. И все любовные истории там хорошо кончаются - каждый получает ту невесту, которую заслужил.
Красота «Эммы» поможет нам мечтать о несбыточном и видеть хорошие сны. Запаситесь пледиком, какао и лакомствами (никакой гречки!) и готовьтесь к приятнейшему времяпрепровождению. Три, два, один – включаем!